От произведений Валерия Попова радостно ждёшь очередной «поповщины» – знающие и любящие творчество этого автора меня поймут.
Это – преодоление опостылевших тягот жизни с помощью фирменной поповской «микстуры», смешения точнейших и трагических жизненных реалий с крепкой эссенцией иронии, гротеска, абсурда (абсолютно жизненного) и, наконец, чуда – осуществления весёлых фантазий автора и героев, помогающих жить. Причём жить, как живёт он сам, превращая даже самые горькие горести в сочинения, которые хочется читать, набираясь сил.
И вот – наползло на нас очередное «затмение солнца», потемнее прочих, да и пошире – ковид. О подвигах врачей уже написано немало – и мы снимаем шляпу пред героями в белых халатах и теми, кто про них написал. Но как жить нам, намеченным в жертву, когда всё, что мы слышим и видим, наполняется отчаянием и, главное, унынием и безнадёжностью? Тебе не уйти. Что делать перед неумолимо надвигающейся тенью? Любить – отвечает автор. Причём любить жизнь вдвойне, не поддаваясь унынию. Любить её со всеми прелестями – и ощущением Космоса, могущества мира, и страстью к Великой Истории, о которой нельзя забывать никогда. Духовные стыки нынешней жизни с эпохой флорентийской Чумы, побеждённой Ренессансом, написаны автором так зримо, осязаемо, словно про каждого из нас. Человек безграничен! И наша эпоха не уступает другим – только не надо падать духом, бояться всего. И автор пишет смело и весело. Человечество спас «Декамерон». Нужен новый «Декамерон» – и Валерий Попов творит его на глазах у читателя, с присущим ему жизнелюбием. Сюжет «свободный»: любовный треугольник приносит спасение, оставляя раскаяние на другие, менее тяжёлые времена. Расширение границ дозволенного когда-то привели к «светлому взрыву» Ренессанса. А нам – слабо? Об этом повесть «Любовь эпохи ковида», давшая название книге.
Сборник открывает другая повесть, в ней мы видим сражение с Драконом, уже победившим, унёсшим любимых людей. Что теперь можно сделать? Вернуть их, написав о них. Не о канонических (это для мемуаров), а о живых. Вернуть то счастье, которым жили они, на границе тьмы. Ведь жизнь была прекрасна, при всех её неправильностях, которые вспоминаются теперь со счастливой улыбкой.
Название повести «Незабываёмоё» – с двумя «ё» задаёт тон весёлым, бесшабашным и дурашливым поминкам по лучшим друзьям. Ведь так они и жили. Теперь можно вспомнить всё самое лихое и сокровенное, прежде скрытое. Жизнь «клана» – трёх семей трёх двоюродных братьев (автор не прячет и себя) – долгая, трогательная, уважительная сага о трёх «гигантах» (и их близких), из которых остался один – автор, пожелавший не отчаиваться, а веселиться и плакать – светло, вспоминая лучшее, что с ним было в этой жизни.
Бесподобный Себастьян, московский кузен, и мощный Юрий, кузен саратовский, возрождены писателем, скромно отметившим и свою роль в событиях, запечатлённых в книге. Такое ощущение, что Валерий Попов набирает силу. Не поздно ли? В самый раз.
«Писатель – это тот, под кем земля цветёт!» – утверждает он во вступлении к книге – и не обманывает нас.