Перед публикацией этого текста мы долго размышляли. С одной стороны, заявленная тема не входит в перечень тем, которым мы уделяем внимание. С другой – не в наших правилах отказывать уважаемым писателям в трибуне. А письмо это подписали бесспорные лидеры нашей словесности. Да и участь выдающегося русского писателя и общественного деятеля Игоря Волгина вызывает огромное сочувствие. Мы не можем в этой ситуации промолчать, тем более что это дело давно находится в поле зрения всей культурной общественности. Но необходимо сказать, что мы испытываем огромное и неизменное уважение к памяти Андрея Дементьева, к его семье. И согласно журналистской этике готовы выслушать все стороны. И также выражаем надежду, что весь этот конфликт в скором времени разрешится и в правовом поле, и в рамках обычного человеческого благоразумия.
Ровно три года назад в «ЛГ» (№ 27 от 1 июля 2020 г.) было опубликовано письмо «Нет доносительской практике!», подписанное тридцатью пятью известными писателями, учёными и деятелями культуры (среди них А. Варламов, Е. Водолазкин, С. Врагова, А. Городницкий, В. Кантор, А. Кушнер, В. Попов, Е. Попов, Л. Прыгунов, Ю. Ряшенцев, С. Чупринин и мн. др.). Письмо было направлено в защиту Игоря Волгина – против лживых инсинуаций, которые содержались в опубликованном «Московским комсомольцем» опусе «В Переделкине случилось ландшафтное самодурство». «Игорь Волгин, – говорилось в письме, – замечательный поэт, выдающийся, с мировым именем учёный, воспитатель нескольких поэтических поколений, автор одной из лучших программ на российском ТВ… Он недаром любим многочисленными читателями и зрителями. Но в данном материале Игорь Волгин предстаёт безжалостным истребителем заповедной переделкинской природы и злостным гонителем несчастных соседей».
23 ноября 2021 г. Пресненский суд г. Москвы вынес решение о полной недостоверности «фактов», изложенных в заметке «МК», подписанной псевдонимом Сергей Тяжлов (чьё подлинное имя – всего лишь секрет Полишинеля). Но кто являлся главным «вдохновителем и организатором» этого клеветнического и, надо признать, довольно бездарного текста? Об этом без обиняков поведал Игорь Волгин в своём, увы, так и не опубликованном письме главному редактору «МК»: «Туманно обозначенные в заметке (во множественном числе!) так называемые встревоженные соседи по коттеджу – это не кто иной, как А.Д. Пугач, вдова популярного поэта, давно утратившая законные права на пребывание в названном коттедже и, естественно, этим «встревоженная». По этой причине она устраивает регулярные скандалы, сочиняет доносы и совершает иные художественные действия, позоря имя своего покойного супруга». Не скроем, что А.Д. Пугач (вдова Андрея Дементьева) давно стала не только притчей во языцех среди обитателей Городка писателей Переделкино, но и фигурой достаточно одиозной. Беззастенчиво пользуясь именем мужа, она без устали обивает пороги высоких кабинетов, изображая из себя бедную жертву соседских несправедливостей и распространяя заведомую ложь. Именно Пугач, введя в заблуждение одного из депутатов Мосгордумы, инициировала депутатский запрос в ряд соответствующих инстанций: ревнительница доносительской практики решила добиваться своего не мытьём, так катаньем.
История эта настолько беспрецедентна, что, если бы не документальные свидетельства, в неё было бы трудно поверить.
По явной «наводке» Анны Давыдовны Пугач (захождение в высокие кабинеты возымело-таки своё действие) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (руководитель – А.П. Колегов) предъявило Игорю Волгину судебный иск! Получателю иска вменялось немедленно снести возведённые им детский спортивный городок и беседку, поелику эти подозрительные сооружения посягают на высшие интересы Российской Федерации.
Хочется спросить: что, собственно, происходит? Можно ли представить, что подобные экзерсисы совершаются в России в наши дни? Оставим в стороне то обстоятельство, что Игорь Волгин – один из выдающихся российских писателей и исследователей, что его книги переведены на многие иностранные языки, что десятки, если не сотни, его учеников – как в поэзии, так и в науке – признательны своему неизменному наставнику и другу. И что огромная культурная аудитория вот уже 12 лет с благодарностью и любовью следит за авторской программой «Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Что он – лауреат многих международных, правительственных, литературных и телевизионных премий, основатель и бессменный руководитель (вот уже 55 лет!) легендарной литературной студии «Луч»... Допустим, что это совершенно неважно для озабоченного исключительно государственными потребностями Территориального управления. Обратимся к более прозаическим реалиям.
С официального разрешения правления местной общественной организации «Городок писателей Переделкино» (МОО ГП «Переделкино») автор «Последнего года Достоевского» за собственный счёт привёл в образцовый порядок чрезвычайно запущенный дачный участок, куда до этого не ступала нога Теруправления. Он дерзнул соорудить для собственной пятилетней дочки (рождённой, отметим, когда писателю исполнилось 75 лет), а также для всех детей Переделкина детскую спортивную площадку. Нечто подобное за всю, уже скоро вековую, историю писательского посёлка предпринимал лишь Корней Чуковский, построивший для общего пользования небольшую библиотеку и заслуживший тем самым всеобщую признательность. Казалось бы, и в данном случае Росимущество должно вынести живейшую благодарность писателю-подвижнику, бескорыстно усовершенствовавшему то, о чём надлежало бы печься самому этому ведомству. Но не тут-то было. Чиновники Территориального управления предпочли действовать безнравственно и беззаконно. Ведь они в первую очередь обездоливают малых сих – то есть самых юных обитателей Переделкина. Любопытно, что те же чиновники в упор не замечают капитальные, порой многоэтажные, сооружения (настоящий самострой), например, на ул. Довженко, 12, воздвигнутые без каких-либо административных разрешений и признанные судом незаконными.
Продолжим, однако, наш детектив. Несмотря на убедительные запросы в поддержку Игоря Волгина депутата Мосгордумы Е. Бунимовича, члена Совета по правам человека при Президенте РФ и главного редактора «Литературной газеты» М. Замшева и др., адресованные руководству Росимущества (В.В. Яковенко), а также на заявления по этому поводу Русского ПЕН-центра, Российского союза писателей, IX Международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте», скандальный иск так и не был отозван. Мало того: две судебные инстанции обязали Игоря Волгина демонтировать детскую площадку и беседку и привести участок в первоначальное (читай: безобразное) состояние. Но – есть правда на земле. Второй кассационный суд г. Москвы обоснованно отменил это изумительное решение и вернул дело в суд первой инстанции. Последний начисто отказал Территориальному управлению Росимущества в его глобальных притязаниях.
Поэт и историк, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова потратил «всего-навсего» три года жизни на эти кромешные разборки. А жена Игоря Леонидовича (член Союза писателей Москвы), будучи значительно его моложе, перенесла тяжелейший инфаркт.
Но мы забыли об А.Д. Пугач. Ещё не зная об отмене спровоцированного ею судебного иска, она обратилась к своему «соседу по коттеджу» со следующим пламенным воззванием (орфография и пунктуация подлинника трепетно сохранены):
«Уважаемый профессор! К Вашим научным знанием и признанию нужно добавить хамское поведение в отношении вдовы «Вашего товарища», и безобразного отношения к природе и соседям.
Ворота Вы намеренно закрыли, что бы нельзя было выехать, Ваши собаки, за которыми Вы не убираете загадили всю территорию природоохранной зоны, невозможно нигде на участке поставить ногу не вляпавшись в Ваше дерьмо! Угомонитесь и угомоните свою дышащую злобой и ненавистью жену.
Вы хотите ещё одно письмо Вайно и в газеты?
Или Вы будете решать дела цивильным образом, или продолжим все, включая службу судебных приставов. Копия Решения о Сносе Вашей площадке лежит у меня».
Не за подобные ли тексты (кстати, где другие? Кроме упомянутого, мы не знаем ни одного) одарённый автор был принят в Союз писателей России? Знаменательно, что в этом дружественном послании присутствует неприкрытый шантаж. Автор фактически признаётся, что именно она была тайным движителем газетных, судебных и прочих смут. Что касается животрепещущей проблемы дерьма, ворот и «дышащей злобой и ненавистью жены», то мы, переделкинцы, прекрасно знаем цену и мотивы этих инсинуаций.
Впрочем, Пугач может спать спокойно. Территориальное управление, проиграв суд вчистую, с похвальным упорством обжаловало это судебное решение. Причём с абсолютно теми же аргументами. Такая забота о «чести мундира» не может не вызвать общественного умиления. Ни в коем разе ничего не сравнивая и не сопоставляя, а лишь памятуя об уникальной судьбе Переделкина, заметим, что со времён «дела Б. Пастернака» писательский посёлок не помнит примера столь беззастенчивой травли. У нынешнего руководителя Территориального управления Росимущества Антона Павловича Колегова (не только благодаря его замечательному имени-отчеству) есть все шансы войти в историю большой литературы.
В первом номере «Нового мира» за 2023 г. Игорь Волгин опубликовал стихи:
Дочь моя то плачет, то смеётся —
это вышло, то не удалось.
…Как ни грустно, нам с тобой придётся
обживать грядущее поврозь.
Но пока отцу и его пятилетней дочери приходится обживать настоящее – то, какое никто из них вовсе не заслужил.
Юрий Ряшенцев,
поэт, лауреат Государственной премии им. Булата Окуджавы
Евгений Рейн,
поэт, лауреат Государственной премии Российской Федерации
Владимир Вигилянский,
протоиерей, писатель, лауреат Патриаршей премии
Анастасия Гачева,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, член Союза писателей России
Сергей Чупринин,
главный редактор журнала «Знамя», профессор Литературного института им. А.М. Горького
Владислав Отрошенко,
писатель, лауреат премии Правительства Российской Федерации, лауреат премии «Ясная Поляна»
Евгений Попов,
писатель, лауреат премии «Большая книга» и премии «Триумф»
________________________________________________________________________________
«ЛГ» обратилась за комментариями к доктору юридических наук, заслуженному юристу Российской Федерации, председателю Общественного совета при МВД РФ А.Г. Кучерене.
– Анатолий Григорьевич, в вышеприведённой статье изложены главным образом как фактическая сторона, так и моральная составляющая этой истории. Не могли бы вы прокомментировать её правовой аспект?
– Не скрою, что на меня как юриста произвёл глубокое впечатление приведённый сюжет. Но давайте обратимся к документам. Согласно решению Президиума Литфонда от 10 октября 1993 г. И.Л. Волгину была предоставлена творческая мастерская в Городке писателей Переделкино, где он проживает и трудится вот уже более четверти века. В январе 2013 г. уже новым Международным Литфондом был заключён договор с А.Д. Дементьевым на пребывание в части того же дома после намечаемого ремонта. К сожалению, А.Д. Дементьев умер в июле 2018 г. В настоящее время там эпизодически появляется его вдова А.Д. Пугач. Однако, согласно п. 5.2 указанного договора, «члены семьи умершего арендатора, проживающие с ним совместно, сохраняют право пользования объектом аренды (при условии выполнения договорных обязательств умершего) в течение шести месяцев со дня смерти арендатора. Не позднее указанного шестимесячного срока объект аренды подлежит освобождению и сдаче арендодателю по акту в бесспорном порядке. Наличие в семье умершего писателя другого члена Международного Литфонда не является основанием как для пролонгации, так и для переоформления договора на его имя». Таким образом, А.Д. Пугач не имеет никаких юридических оснований для нахождения в предоставленной некогда её мужу творческой мастерской. Тем более что протокол заседания правления МОО «ГП Переделкино» от 15.10.2022 гласит: «Признать поведение незаконно занимающей творческую мастерскую по адресу: гор. Москва, пос. Внуковское, ДСК «Мичуринец», ул. Тренёва, 8, Пугач А.Д. неприемлемым и несовместимым с традициями Городка писателей Переделкино и с её пребыванием в указанном городке».
– А как вообще с юридической точки зрения обстоит ныне дело с положением Городка писателей?
– После судебного решения Арбитражного суда г. Москвы от 8 июня 2016 г. об истребовании из чужого незаконного владения у Международного Литфонда недвижимого имущества Городок писателей стал государственной собственностью – то есть перешёл в ведение Росимущества. В свою очередь, Росимущество в договорном порядке (Договор Д-30/194 от 1 августа 2017 г. между Территориальным управлением и МОО «ГП Переделкино») передало в безвозмездное пользование МОО «ГП Переделкино» бóльшую часть объектов. Внимание: оставшиеся 22 объекта, согласно п. 1.3 указанного договора, Территориальное управление после их регистрации обязалось передать в пользование МОО «ГП Переделкино». В их число входит интересующий нас дом. Действительно, в самый разгар судебных перипетий Росимущество «вдруг» (очевидно, в порядке исключения?) регистрирует только один этот объект (творческая мастерская И.Л. Волгина). При этом ни сам многолетний обитатель дома, ни МОО «ГП Переделкино» о свершившейся регистрации не были извещены. Хотя по закону такая процедура должна осуществляться через арбитражный суд. Между тем на сайте суда о таковом действии нет никаких сведений. Всё это осталось «тайной кабинета». И главное: в нарушение Договора от 1 августа 2017 г. данный объект (то есть дом на Тренёва, 8) после регистрации до сих пор не передан МОО «ГП Переделкино». И это несмотря на то, что указанная организация неоднократно письменно обращалась с этим вопросом к Территориальному управлению. На запрос по этому поводу депутата Государственной думы и председателя АСПИР С.А. Шаргунова начальником Управления государственной казны А.И. Серёгиным отвечено: «В настоящее время мероприятие по вовлечению имущества в хозяйственный оборот не осуществляется». Что означает всё это с юридической точки зрения – не вполне понятно.
В другом ответе – заместителя руководителя Росимущества О.А. Молчановой сказано, что сейчас рассматривается вопрос о возможности передачи всей писательской собственности в ведение АСПИР. Такая возможность действительно имеет место: она предусмотрена указанием Президента Российской Федерации от 21 июня 2021 г. № Пр-1071. Но тогда возникает вопрос: не проще ли в таком случае Росимуществу «не мудрствуя лукаво» передать решение подобных вопросов на усмотрение самого писательского сообщества?
– Почему, на ваш взгляд, второй кассационный суд отменил решение суда о сносе детской площадки?
– Думаю, что суд учёл очевидные факты. Из имеющихся материалов ни в коем случае не вытекает, что Игорь Волгин незаконно занял земельный участок, находящийся в федеральной собственности, для собственных нужд. Более того, из этих материалов очевидно, что Игорь Волгин благоустроил территорию Городка писателей Переделкино, безвозмездно оборудовав на ней для общего пользования всех жителей городка, в том числе несовершеннолетних детей, спортивную площадку, детский городок и беседку. Возведённые на участке детская и спортивная площадки соответствуют предъявляемым к таким сооружениям требованиям, что подтверждается заключением экспертизы, проведённой аккредитованной организацией Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве».
Размещение спортивной площадки, детского городка и беседки на земельном участке не противоречит целевому назначению и виду разрешённого использования земельного участка. Оно не запрещается какими-либо правовыми нормами и не нарушает прав истца либо других жителей Городка писателей Переделкино.
– Известно, что А.Д. Пугач навязчиво пытается убедить некоторых высоких начальников в необходимости передачи дома на Тренёва, 8, в ведение Российского фонда мира (?) – для учреждения там «мемориального кабинета» А.Д. Дементьева…
– Мне это предложение представляется достаточно странным. Указанный дом имеет совсем иную историческую ценность. Он – один из первых построек (1935 г.) в Городке писателей. В нём, кстати, долгие годы проживал драматург Николай Погодин. Покойный А.Д. Дементьев не проживал там ни одного дня. Передача его из писательской собственности в чужие руки ничем не обоснована.
Вообще, вся эта история напомнила мне борьбу за дачи в писательском посёлке Перелыгино из гениального романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Обидно, что и в наше время кое-кому не дают покоя сомнительные лавры тогдашних «братьев по литературе».