Госдума в первом чтении приняла закон о передаче средств Резервного фонда страны Открытому акционерному обществу «Росфинагентство». Иными словами – в частные руки. За это единогласно проголосовали все члены фракции «Единая Россия», остальные депутаты единодушно высказались против.
Речь идёт о сумме примерно четыре триллиона рублей, а по существу – об изменении финансово-экономической политики в стране. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния – бюджетные средства, государственные, общенародные. Бюджетными средствами, которые подлежит расходовать, по Конституции должно заниматься правительство. Никакой передачи полномочий в этом вопросе не предусмотрено. И вдруг ими будет распоряжаться акционерное общество...
Депутат Государственной Думы РФ Оксана Дмитриева во время обсуждения закона заявила:
«Все эти годы нас убеждали, что деньги, вырванные от первоочередных потребностей и хранящиеся в Стабилизационном и Резервном фондах, это деньги, которые будут нам нужны на чёрный день для финансирования дефицита бюджета...
Теперь с ещё большей настойчивостью нас убеждают принять законопроект о передаче этих накоплений в акционерное общество. Это означает, что деньги будут расходоваться и внутри страны, могут инвестироваться в риски. Пойдут они фактически на игру на фондовом рынке, вести которую будут различные финансовые посредники…
Эту аферу века нельзя будет проконтролировать».
Итак, на подходе новый, явно не однозначный закон с неясными, но весьма серьёзными последствиями, которые затронут всех нас.
Вне контроля?
Валерий ЗУБОВ, доктор экономических наук, депутат Государственной Думы РФ («Справедливая Россия»):
– Принятие в первом чтении закона о Российском финансовом агентстве продолжает традицию ухудшения качества нашего законотворчества. На десяти страницах только констатация факта создания структуры, но ничего не говорится о правах и обязанностях РФА, как и о порядке возмещения её расходов, о предоставляемой ею отчётности. То есть вновь бюджетные деньги выводятся из-под контроля Счётной палаты. При этом ничего не говорится об ответственности за возможные нарушения. Нет даже «инвестиционной декларации» как ключевого момента в концепции закона.
Под эгидой Минфина создаётся ОАО со 100-процентным государственным капиталом. И ему передают в управление средства Резервного фонда, ФНБ, госдолг и средства накопительной части государственной пенсионной системы. РФА имеет право не только самостоятельно инвестировать средства, но и передоверять их вложение специализированным финансовым организациям. Каким и на каких условиях? Это не оговорено.
Если авторы закона считают, что «концент ция в рамках одного института позволит минимизировать процентные и валютные риски», то с каких пор класть яйца в одну частную корзину стало способом снижения рисков?
Если цель – повысить качество и эффективность управления финансовыми ресурсами, то как и почему передача ответственности из одного министерского департамента в другой скажется на эффективности?
Но куда пойдут деньги? Начиная с 2004 года целью Стабилизационного фонда было выведение из оборота «лишних денег» для подавления инфляции. Сегодня говорится, что деньги должны приносить доход. Но куда их будут вкладывать?
Вариантов два – «административно связанный» и ориентированный только на доходность.
Первый символизируют «инфраструктурные облигации» – инструмент низкодоходный, рискованный. В автомобильные дороги вкладывать нельзя – тут в принципе отсутствует финансовый поток. Вложения в РЖД, авиастроение или ЖКХ выглядят странно – эти отрасли и так безвозмездно дотируются из бюджета. Так зачем бюджету ещё и инвестировать в них в надежде на доход? Вкладывать в нефтегазовый сектор – абсурд. Ведь именно оттуда изъяты средства, которые и сформировали эти фонды.
Второй вариант – ориентация исключительно на доходность. Но тогда надо выходить за национальные границы. Решаема ли эта задача политически – большой вопрос…
Кубышке – прозрачность
Валерий КАПЛУНАТ, предприниматель, председатель совета директоров ОАО «Омсктехуглерод»:
– Любая сложная сфера экономики, особенно финансы, требует профессионального управления. Вопрос управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния – болезненная тема. Просчёты, ошибки, как и правильные шаги, сильно сказываются на развитии производства, атмосфере в обществе.
До принятия этого закона (а он, думаю, будет по-разному воспринят не только депутатами Госдумы) основное предназначение этих двух фондов заключалось в аккумулировании излишних средств, являвшихся, по сути, спекулятивной рентой с поступлений, выручаемых от продажи нефти и газа. Это своего рода следствие так называемой голландской болезни, когда идёт колоссальный переизбыток платежей и доходов от сбыта природных ресурсов. Реально переварить эти деньги наша экономика не в состоянии.
Фонды, по сути дела, исполняли роль государственной кубышки. И в лучшем случае средства переводились для сохранности в евро или доллары в плавающих пропорциях и размещались на определённых депозитах. Но их использование в разорённых в ходе кризиса компаниях в Америке, в других подобного рода финансовых институтах в итоге привело в состояние шока всё наше общество. После подобных катаклизмов остаётся лишь выводить ресурсы в надежде на минимальные потери.
Считаю предпринятый законодателями шаг профессиональным, разумным и оправданным. Уверен, при правильном подходе общество сможет более детально контролировать и эффективно управлять процессами распределения свободных средств. Не зря Россия в последнее время – крупнейший покупатель золота: его было закуплено дополнительно более 500 тонн. Ищутся так называемые эффективные резервуары. Но, подчёркиваю, современное управление финансами невозможно без профессионализма и прозрачности, что и хотелось бы видеть в работе «Росфинагентства».
Сумма прописью
На днях стало известно, что почти 24 миллиона рублей из бюджета наукограда «Сколково» ушли в карманы некоторых топ-менеджеров. Растраты и хищения творились при подготовке саммита АТЭС во Владивостоке и на острове Русский. Немало финансовых скандалов связано с подготовкой Олимпиады в Сочи. А что творилось в структурах, связанных с Министерством обороны?!
Есть ли гарантии, что учреждаемое Российское финансовое агентство не станет площадкой для подобных афер и операций? Судя по тому, какого качества законы принимаются в ходе этого самого учреждения, их нет. И всё будет зависеть только от того, что за люди окажутся во главе супербогатого агентства, какие цели перед собой они ставят...
И как вам такие гарантии? Внушают?