Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 октября 2023 г.
Литература Библиосфера

По кромке века

Строки Михаила Фильштейна отличаются особым благородством поэтической повадки

28 октября 2023

Михаил Фильштейн. Воля: избранные стихи и переводы. – М.: У Никитских ворот, 2023. – 224 с.

Уже спешат по кромке века

За годом год, за вехой веха.

Нездешней тягою влеком,

И я лечу за окоём.


Судьба к поэтам в России не всегда справедлива, имя Михаила Фильштейна должно было быть куда громче, но подлинный читатель всегда разглядит подлинного поэта. В 1985 году о Фильштейне писал Владимир Цыбин. Кто имеет представление о литературных раскладах того времени, способен оценить, сколь это значимо и неслучайно.

В книге «Воля» собраны стихотворения разных лет. По ним можно создать образ поэта-мастера, всю жизнь служащего русскому слову. И это не высокие слова. Идея служения в русской литературе воспринимается как полнейшая самоотдача (вспомним Пастернака), и тексты Фильштейна полны ощущением этой абсолютной истины творения. Он идёт той тропой русской поэзии, что до него топтали Державин, Лермонтов, Тютчев, Мандельштам. Он поэтический интроверт. Внешние эффекты – это не для него. Он весь в глубине смыслов. Легко использует сравнение, легко переводит свойства одушевлённых предметов на неодушевлённые, вставляя их в правила своего художественного мироздания.

Как васильки, мои всходили дни

И в знойном поле безмятежно зрели.

Заливисто аукались они.

Любой из них годился для свирели.


Последняя строчка – своеобразное творческое кредо Михаила Фильштейна: постоянное желание творчества.

Фильштейн работает в привычном для русской поэзии лирическом исповедальном ключе. Это всегда особая ответственность. Поиск новизны в каноне. Надо, чтобы читатель узрел отпечатки пальцев именно твои, а не общепоэтические. Фильштейн решает эту задачу через очень своеобразный образный строй, индивидуализирует метафору, демонстрируя в этом изрядную смелость.

Я повешу на месяц рубаху сушить –

До чего же намокла в дороге.

Суждено мне под вечными звёздами жить.

Пусть поможет он – юный, двурогий.


Не раз и не два русские поэты обращали свои взоры к луне, но Фильштейн нашёл свой тон, свою тонкость.

Вообще его стихотворения тонки. Переходы от одной мысли к другой изысканны, нигде нет швов, везде интеллигентный тон и благородство.

Фильштейн пробует разные стили, разную степень накала. Русская исповедальность, надрыв ему не чужды, он вторит многим голосам поэтов прошлого, органично вплетая свою ноту в их хор.

Так ли я радости множил?

Вечные страхи гоня,

Жизнь, что отчаянно прожил,

Нынче живёт без меня.

Больше над нею не властен –

Путь она долгий торит.

Будит минувшие страсти.

Прежние думы таит.


Прошлое Фильштейн воспринимает не только как мудрость, но и как период, обязательный к переосмыслению. Тот, кто останавливается, не живёт, не дышит полной грудью, и только рефлексия целительна.

Если у кого-то создалось ощущение, что Фильштейн живёт в башне из слоновой кости своих эмоций, это не так. Его поэтический взор напоминает взгляд сверху. Он видит и историю, и современников, способен отделиться от субъективности лирического героя, отправившись в другие «я». У поэтов такие путешествия получаются лучше всего. Его исторические зарисовки говорят о понимании истории, о том, что он постиг тайну преломления исторического контекста в стихотворный.

Библейская нота

Моисей

Явился Бог ему на склоне

В огне тернового куста.

И были белыми ладони,

И были вещими уста.

И слово вызрело из бури:

– Взойди на гору, Моисей.

И влажным лоскутом лазури

Сотри тоску с души своей.

Взрасти на мёртвом камне колос

– Твои живые письмена! ...

И отозвался он на голос.

И ниц склонились времена.


Значительным событием в русской поэзии является цикл «Декабрьский дневник». Здесь не только наблюдения над природой, над зимой, но и яркое личностное начало, диалог с судьбой, с природой и обстоятельствами. Цикл выстроен как роман, читается увлекательно. Переводы из молдавской поэзии открывают нам новую грань Фильштейна, знакомят с интересными именами.

В целом эта книга достойна самого пристального читательского внимания. Мы видим большое литературное явление, поэта тонкого, умного, имеющего свой уникальный голос.

Слышней грозы безмолвие

Михаил Фильштейн

***

На ветке – солнце спелое.

И зной в листве созрел.

И весь я – пекло белое

И колкое, как мел.


Горю, судьбой оставленный,

Дымясь от рваных ран,

Цепляясь за проржавленный

Земной меридиан.


***

Так ли я радости множил?

Вечные страхи гоня,

Жизнь, что отчаянно прожил,

Нынче живёт без меня.


Больше над нею не властен –

Путь она долгий торит.

Будит минувшие страсти.

Прежние думы таит.


В этой дороге обратной,

В радости этой шальной

Она обозначит двукратно

Всё, что случилось со мной.


Зову нездешнему внемля,

Волю зерна обретёт.

Время раздвинет, как землю,

И сквозь него прорастёт.


***

Тишина в закатной дымке. Мамин голос в тишине.

Залетевший шмель на крынке. Полотенце на стене.

За окном немые тени. Белый месяц. Чёрный лес.

Над деревьями виденье – то ли ангел, то ли бес.

Бродит сон, как ветер робкий. Как ветла, душа дрожит.

Жизнь моя бежит по тропке. Ах, куда она бежит?

Сиротливая дорога. Ночь у отчего порога.

Вечный собеседник Бога, дуб вершиною шуршит.

Долго ль нынче сну томиться, словно жёлудю, чтоб он

Дал росток и стал ветвиться, и листву ронял на склон?

Вот он – ждёт меня у леса и парит, венчая лес,

Между ангелом и бесом под ладонями небес.


***

За палевой далью, за бурым холмом,

За тропкою ржавой,

Под небом ютился приземистый дом

У края державы.


За палевой далью, у края земли,

Где аисты пели.

Где в дымчатом мареве буйно мели

Яблоневые метели.


За голосистой излукой Днестра

Те вьюги не тают.

В остуженном доме хворает сестра,

Свой век коротает.


Видать, к непогоде и я занемог.

Так рубцуется рана.

У лютой зимы проживаю свой срок.

Побелел от бурана.


Воет ветер, безумное время бежит.

Не смолкают метели.

На земле между нами – одни рубежи,

Словно шрамы на теле.


***

Нетленны мысли и слова,

Но все поступки тленны.

Не зря кружится голова

Над омутом вселенной.


Бездонный мир, как жизнь, любя

Душою голубиной,

Остерегайся звать себя

В те гиблые глубины.


Благослови же отчий кров,

Где непривычно тихо,

Где столько наломали дров,

Хлебнули столько лиха.


***

Былая боль за частоколом лет.

Она, казалось, стала их добычей.

Ещё её не затерялся след.

И долгий день размерен и обычен.


Теперь она легка, как тень куста,

Как тень воды, что в зное онемела.

И только эти сжатые уста

Порой черней смолы, белее мела.


***

Теперь себя смирению учи.

Пусть нынче сердце умудрённей бьётся.

И пусть оно, как мерный дождь, стучит

И вечность пьёт, и ею не напьётся.


Так поле, от дневных работ устав,

Спокойно дышит в сумеречной стыни.

Сомкни и ты тревожные уста.

Слышней грозы безмолвие пустыни.


***

Душу бедную опять

Рву на части.

Мне от мира долго ждать

Соучастья.


Что душа? Я с ней един.

Мы – речивы.

Себя поедом едим.

Тем и живы.


***

Беру косу, точу её о камень.

Я нынче зол, невесел и жесток.

Валю траву, вяжу её руками,

Топчу её и бью её под вздох.


Я вырываю каждый стебель с корнем –

Она собой заполоняет двор.

Я жгу её – и тем она упорней

Ползёт на пошатнувшийся забор.


Такая в ней завидная живучесть –

Сквозь равнодушный пепел прорасти.

И на земле, не жалуясь на участь,

Под звон косы певучесть обрести.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS