Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 ноября 2023 г.
Литература Библиосфера

По волнам эмпатии

01 ноября 2023

Игорь Гавриленко. Тепло земли: стихотворения. – М.: Академия поэзии, 2023. – 272 с.

Игорь Гавриленко – поэт большого русского литературного стиля. Он видит мир сквозь призму поэзии, без этой призмы мир для него по большому счёту не существует.

Он понимает, что ставки здесь высоки и что это совсем не игра. В новой книге поэта «Тепло земли» мы остро ощущаем его преданность русскому слову, его серьёзность в отношении к искусству и его неразрывную связь с культурой как главной основой бытия современного человека.

Гавриленко существует в совершенно конкретной системе координат. Здесь его можно сравнить с высшей пробы прозаиками, не терпящими никаких приблизительных деталей. Он отталкивается не от абстрактных умствований, а от вполне осязаемых ландшафтов, наблюдений, предметов. Его поэтическая родословная не только не минует акмеизма, но и, по всей видимости, делает там довольно продолжительную остановку. Не случайно книгу открывает стихотворение «Город»: «О город, царство ширпотреба! / Стереотипы, как грибы, / Где грубо подпирают небо / Высоток каменные лбы».

Наверное, уже общим местом будет соображение, что первые строки весьма важны. Иногда это так, а иногда нет. Но здесь действительно важно. Здесь Игорь Гавриленко демонстрирует нам свой образный строй, свою манеру письма, метафоричную и ёмкую. Желание сопоставить в обычной жизни несопоставимое – стереотипы, как грибы, – выдаёт определённую дерзновенность, но не превращающуюся в эксперимент ради эксперимента.

Под каждым стихотворением Гавриленко ставит дату. Мы видим, что в книге помещены тексты последнего пятнадцатилетия. Размещает он их хаотично, определённо для него их эстетская сопоставимость важнее длинного дыхания исповедальности. Но это не мешает видеть нам за этим некоторым временным разбросом большого человека, любящего и знающего Россию и оберегающего свою бессмертную душу от всего, что может её лишить чувства поэзии. Отсюда и взгляд иногда острый, чуть иронический: если мы знаем о зле, то уже от него частично защищены.

Строки о России – тема неизменно сложная. Многие писали, казалось бы, тема закрыта. Но не оставлять же её современным поэтам без внимания? Надо искать новый тон или совсем свой персональный, личный, выстраданный, как особый духовный путь человека, лишённого космополитизма, не идущего на поводу у глобализации, но и не отрицающего встроенность русского слова в мировое. Тонкая тема. Без сомнения, Игорь Гавриленко слышит Россию через звук, через почти рахманиновское марево полифонического вида, где ручьи и колокола создают единую торжествующую тему:

С той горы, где шатёр колокольни,

Донесётся вдруг меди гудение,

Растекаясь по долу привольно,

Слышен звон – колокольное пение.

В облаках куполов отражение,

Над крестом пляшут радуги солнца;

Глас небесный, как самозабвение, –

С переливом чеканные звонца.


Многие тексты книги навеяны пребыванием автора в русских святых местах. Приятно наблюдать, как образы переплавляются в его поэтическом мире в слова, дают нам ощущение и святости, и непоколебимости наших устоев: «На тверской земле приметен, / Инокам приют, / Древний град стоит столетья – / Старицей зовут».

Поэтический взгляд Игоря Гавриленко напоминает взгляд птицы с высоты. Он видит далеко, но при этом от его внимания ничего не укрывается. Это касается стилей и подходов к стихотворным смыслам. Конечно, тютчевская нота блистательной несуетливой философской раздумчивости в нём сильна. Он изучает не только мир внешний, но и внутренний мир человека.

Подбросит вечер груз сомнений,

Когда утихнет суета.

Боль неприятных откровений

Ко мне приходит неспроста.


Конечно, стоит отметить невероятную мелодичность стихотворений Гавриленко. И это не только желание сделать строку более совершенной. За этим кроется вечное русское понимание поэзии как прямого попадания в сердце, как наговора, песни, причитания. Такая поэзия вводит читателя в своеобразный транс, поднимает в нём волны, которые не объяснишь здравым смыслом.

Когда ко мне придут друзья,

Пред ними душу распахну.

Мы будем вместе, как семья,

И вспомним юности весну.

Давно нам дружбы зов знаком –

Сердечный праздничный настрой,

Когда разделим за столом

Всю радость встречи меж собой.


Несмотря на то что Гавриленко понимает необходимость большой эстетической составляющей современной словесности, существует в рамках культуры и поэтической, и общечеловеческой, это не способствует тому, что его стих сильно отрывается от простых людских чаяний, лишается эмпатии. Напротив, человечность – одно из главных качеств, делающих эту книгу привлекательной.

Он на границе тьмы и света

Готов за правду воевать.

Портрет российского поэта

Как нам верней обрисовать?


Книга ведёт нас по таким тропам, которые не пугают неизведанностью, но при этом всегда приводят к свету. Игорь Гавриленко ничего не навязывает читателю, но выводы после прочтения книги делаешь вполне определённые. Русская поэтическая речь всегда первична в любых культурологических битвах. А сострадание и сочувствие всегда возвышают.

В резных наличниках окошки,

Берёзы выстроились в ряд.

Гуляют с важным видом кошки –

Тягуч, неспешен сельский лад.

Дома с поклоном по старинке –

К соседу тянется сосед,

И снятся им в родной глубинке

Картины жизни прошлых лет.


Именно за такие картины и должен бороться поэт. А не за собственное эго.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS