Игорь Гавриленко. Тепло земли: стихотворения. – М.: Академия поэзии, 2023. – 272 с.
Игорь Гавриленко – поэт большого русского литературного стиля. Он видит мир сквозь призму поэзии, без этой призмы мир для него по большому счёту не существует.
Он понимает, что ставки здесь высоки и что это совсем не игра. В новой книге поэта «Тепло земли» мы остро ощущаем его преданность русскому слову, его серьёзность в отношении к искусству и его неразрывную связь с культурой как главной основой бытия современного человека.
Гавриленко существует в совершенно конкретной системе координат. Здесь его можно сравнить с высшей пробы прозаиками, не терпящими никаких приблизительных деталей. Он отталкивается не от абстрактных умствований, а от вполне осязаемых ландшафтов, наблюдений, предметов. Его поэтическая родословная не только не минует акмеизма, но и, по всей видимости, делает там довольно продолжительную остановку. Не случайно книгу открывает стихотворение «Город»: «О город, царство ширпотреба! / Стереотипы, как грибы, / Где грубо подпирают небо / Высоток каменные лбы».
Наверное, уже общим местом будет соображение, что первые строки весьма важны. Иногда это так, а иногда нет. Но здесь действительно важно. Здесь Игорь Гавриленко демонстрирует нам свой образный строй, свою манеру письма, метафоричную и ёмкую. Желание сопоставить в обычной жизни несопоставимое – стереотипы, как грибы, – выдаёт определённую дерзновенность, но не превращающуюся в эксперимент ради эксперимента.
Под каждым стихотворением Гавриленко ставит дату. Мы видим, что в книге помещены тексты последнего пятнадцатилетия. Размещает он их хаотично, определённо для него их эстетская сопоставимость важнее длинного дыхания исповедальности. Но это не мешает видеть нам за этим некоторым временным разбросом большого человека, любящего и знающего Россию и оберегающего свою бессмертную душу от всего, что может её лишить чувства поэзии. Отсюда и взгляд иногда острый, чуть иронический: если мы знаем о зле, то уже от него частично защищены.
Строки о России – тема неизменно сложная. Многие писали, казалось бы, тема закрыта. Но не оставлять же её современным поэтам без внимания? Надо искать новый тон или совсем свой персональный, личный, выстраданный, как особый духовный путь человека, лишённого космополитизма, не идущего на поводу у глобализации, но и не отрицающего встроенность русского слова в мировое. Тонкая тема. Без сомнения, Игорь Гавриленко слышит Россию через звук, через почти рахманиновское марево полифонического вида, где ручьи и колокола создают единую торжествующую тему:
С той горы, где шатёр колокольни,
Донесётся вдруг меди гудение,
Растекаясь по долу привольно,
Слышен звон – колокольное пение.
В облаках куполов отражение,
Над крестом пляшут радуги солнца;
Глас небесный, как самозабвение, –
С переливом чеканные звонца.
Многие тексты книги навеяны пребыванием автора в русских святых местах. Приятно наблюдать, как образы переплавляются в его поэтическом мире в слова, дают нам ощущение и святости, и непоколебимости наших устоев: «На тверской земле приметен, / Инокам приют, / Древний град стоит столетья – / Старицей зовут».
Поэтический взгляд Игоря Гавриленко напоминает взгляд птицы с высоты. Он видит далеко, но при этом от его внимания ничего не укрывается. Это касается стилей и подходов к стихотворным смыслам. Конечно, тютчевская нота блистательной несуетливой философской раздумчивости в нём сильна. Он изучает не только мир внешний, но и внутренний мир человека.
Подбросит вечер груз сомнений,
Когда утихнет суета.
Боль неприятных откровений
Ко мне приходит неспроста.
Конечно, стоит отметить невероятную мелодичность стихотворений Гавриленко. И это не только желание сделать строку более совершенной. За этим кроется вечное русское понимание поэзии как прямого попадания в сердце, как наговора, песни, причитания. Такая поэзия вводит читателя в своеобразный транс, поднимает в нём волны, которые не объяснишь здравым смыслом.
Когда ко мне придут друзья,
Пред ними душу распахну.
Мы будем вместе, как семья,
И вспомним юности весну.
Давно нам дружбы зов знаком –
Сердечный праздничный настрой,
Когда разделим за столом
Всю радость встречи меж собой.
Несмотря на то что Гавриленко понимает необходимость большой эстетической составляющей современной словесности, существует в рамках культуры и поэтической, и общечеловеческой, это не способствует тому, что его стих сильно отрывается от простых людских чаяний, лишается эмпатии. Напротив, человечность – одно из главных качеств, делающих эту книгу привлекательной.
Он на границе тьмы и света
Готов за правду воевать.
Портрет российского поэта
Как нам верней обрисовать?
Книга ведёт нас по таким тропам, которые не пугают неизведанностью, но при этом всегда приводят к свету. Игорь Гавриленко ничего не навязывает читателю, но выводы после прочтения книги делаешь вполне определённые. Русская поэтическая речь всегда первична в любых культурологических битвах. А сострадание и сочувствие всегда возвышают.
В резных наличниках окошки,
Берёзы выстроились в ряд.
Гуляют с важным видом кошки –
Тягуч, неспешен сельский лад.
Дома с поклоном по старинке –
К соседу тянется сосед,
И снятся им в родной глубинке
Картины жизни прошлых лет.
Именно за такие картины и должен бороться поэт. А не за собственное эго.