70 лет назад (если точнее, то 5 апреля 1953 года) на Английской набережной, 44, разместился Государственный музей истории Ленинграда. В настоящее время «Особняк Румянцева» – отдел (филиал) Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Исторический символизм абсолютно понятен, поскольку это здание тесно связано с именем одного из самых успешных полководцев в истории России – Петром Александровичем Румянцевым – основоположником принципов наступательной стратегии и тактики, которые принесли славу русской армии и которыми с успехом пользовался Александр Суворов. Недаром в телеграмме, посланной Суворовым сыну Петра Румянцева Николаю Петровичу по случаю кончины его отца, говорилось: «Дорогой Николай Петрович! Вы потеряли Отца, а я не только Отца, но и Учителя…»
Действительно, Пётр Александрович ещё при жизни пользовался репутацией великого полководца. Но в советское время имя Румянцевых «вытравили» из обращения по многим причинам. Одна из них, например, заключалась в том, что богатейшей библиотеке, собранной сыном П.А. Румянцева Николаем, требовалось присвоить имя Ленина. Немалую роль сыграло и то, что Румянцевы не оставили потомков…
Внебрачный сын Петра Великого
В наше время мало кому известно, что П.А. Румянцев был внебрачным сыном Петра Великого. Романовы, конечно же, знали историю его рождения, однако не особо её афишировали. Великий князь, историк Николай Михайлович Романов в своём историческом труде «Русские портреты ХVIII–ХIХ столетий», открывая эту страницу жизни семьи, писал: «Графиня Мария Андреевна Румянцева, дочь графа Александра Артамоновича Матвеева, одного из самых передовых людей петровского времени, получила в отцовском доме вполне европейское образование… Красивая, живая и грациозная, Матвеева обратила на себя внимание самого Петра и, по её собственному признанию, не была «противницей его желаний»… Желая, чтобы кто-нибудь держал юную графиню в «ежовых рукавицах», государь выдал 19-летнюю Матвееву за любимого своего денщика Александра Ивановича Румянцева».
В январе 1725 года умер Пётр, а немногим ранее Мария Андреевна родила сына Петра. Имя, по высказываниям многих современников, да и не скрывавшей этого самой Марии Андреевны, было дано новорождённому в честь отца – императора Петра Великого.
«Cтан имел величественный…»
Характеризуя Петра Александровича, известный историк Н.Н. Бантыш-Каменский писал: «Румянцев был высокого роста, стан имел стройный, величественный, физиономию привлекательную, чуждую притворства, всегда спокойную. Важная походка придавала ему некоторую гордость… Он был набожен без суеверия… любил солдат, как детей своих, заботился об них в поле и на квартирах. Одушевлял храбрых воинов уверенностью в победе, был любим ими…»
Впервые Пётр Румянцев проявил свой полководческий талант в действующей армии Русско-шведской войны 1741–1743 годов, где за личную храбрость ему было присвоено звание полковника и поручено командование ротой. В 18-летнем возрасте он уже командовал Воронежским пехотным полком. Широкую известность ему снискала Семилетняя война 1756–1762 годов, на которой он руководил войсковой бригадой в сражениях с прусскими полками.
Громкую славу выдающегося полководца России Петру Александровичу принесла Русско-турецкая война 1768–1774 годов, когда в 1769 году конница крымского хана вторглась в пределы России и оказалась полностью разбита воинами Румянцева. После той виктории ему было поручено командование 1-й армией. И уже в середине 1770 года превосходящим силам турок войсками П.А. Румянцева были нанесены сокрушительные удары при Рябой Могиле, на реке Ларге и при Кагуле.
Четыре года спустя войско под командованием Румянцева осуществило успешное наступление на Шумлу, где находилась ставка великого визиря. Результатом похода стало заключение Кючук-Кайнарджийского мира, по которому Россия получала выход к Чёрному морю, города Керчь, Азов, турецкие крепости Еникале и Кинбурн. Крым стал независимым от Турции. За ту кампанию сын Петра Великого получил почётное прибавление к своей фамилии – Задунайский и фельдмаршальский жезл, а в Петербурге на Марсовом поле была воздвигнута стела по проекту В. Бренна с надписью «Румянцева победам».
Николай Румянцев и уникальная библиотека
У Румянцева-Задунайского было три сына: Михаил, Николай и Сергей. Особо можно выделить среднего сына, Николая, весь свой внутренний потенциал отдавшего на благо России. Как и его братья, он получил хорошее домашнее образование, побывал в Италии, Франции, Германии, слушал лекции в Лейденском университете, встречался с Вольтером. С 1781 года находился на дипломатической службе. В 1990-х годах Екатерина доверила ему чрезвычайно важную миссию: подыскать невест для своих внуков – Александра (будущего императора Александра I) и Константина. Николай Петрович прекрасно справился с такой задачей.
При Александре I он в качестве министра в 1808 году сопровождал императора на свидание с Наполеоном в Эрфурт, где вёл переговоры с министром внешних сношений Франции Ж.-Б. Шампаньи. В 1809-м в результате его умелых переговоров со шведскими дипломатами был подписан Фридрихсгамский мирный договор, утвердивший Финляндию за Россией. В награду за это Николай Петрович был возведён в звание государственного канцлера. В 1810–1812 годах являлся председателем Государственного совета.
Более всего Николай Румянцев прославился в области процветания русской истории, которой увлекался с детства. Ещё в юности он просил отца привозить ему древние рукописи, а потом, находясь на дипломатической службе, не упускал случая приобрести что-либо из артефактов Древней Руси. Он привлекал к нахождению памятников русской истории и культуры учёных и знающих людей, для приобретения или качественного копирования документов на свои средства посылал их за границу. Помимо этого в разных странах имел своих корреспондентов. Многотомное издание «Собрание Государственных грамот и договоров» (СПб., 1813–1828), куда вошло более 1000 документов ХIII–ХVII веков, касавшихся наиболее важных событий русской истории и культуры, было осуществлено именно на его средства.
Николай Петрович задумал и частично осуществил издание русских летописей, трудов византийских и восточных историков, славянского словаря и описание древних путешествий по России. В своём петербургском доме на Английской набережной он собрал уникальнейшую библиотеку. Здесь находились первые библиографические труды, наиболее значительные произведения русской истории, старинные атласы, карты, книги по архитектуре. Самую ценную её часть составили 104 инкунабулы с рукописными красочными иллюстрациями.
В последние годы жизни Румянцева только три комнаты его особняка находились в распоряжении графа. Все остальные помещения большого дома на Английской набережной занимали драгоценнейшие коллекции канцлера. Уже в наши дни академик Н.В. Карлов, который возглавлял существовавшее в конце ХХ – начале ХХI века московское Румянцевское общество, на одном из заседаний заявил, что коллекции Румянцева, составляющие ядро главной библиотеки страны, настолько ценны и собраны с таким знанием и вкусом, что все остальные книжные коллекции перед ними мало значат. Тогда же он предложил вернуть главной библиотеке страны имя Румянцева, но Борис Ельцин не ответил на его призыв.
Николай Петрович умер в 1826 году, поручив брату Сергею открыть в своём доме бесплатный музей. Сергей волю брата выполнил – в 1831 году Румянцевский музей открыл свои двери для учёных, студентов и всех интересующихся русской историей, став первым частным музеем в России. На фронтоне фасада здания засверкали покрытые золотом его слова: «На благое просвещение».
Гибель музея
После смерти Сергея Петровича Румянцева доходный дом и частный Румянцевский музей отошли Министерству просвещения и вскоре попали под владение Императорской Публичной библиотеки, которой в то время командовал барон М.А. Корф. Постепенно музейный дом начал приходить в упадок и требовал ремонта. Наследников у Румянцевых не оказалось, а у государства не находилось средств на его содержание. В итоге все коллекции особняка Румянцевых были перевезены в Москву и распределены по разным музеям и научным учреждениям. Более всего повезло книжным коллекциям и рукописям – они попали в Дом Пашкова и стали ядром главной библиотеки страны. До 1918 года – Румянцевской, в советское время – имени В.И. Ленина. Ныне – РГБ.
Увы, некоторые коллекции графа Николая Румянцева, собранные со знанием, вкусом и с большой любовью к российской истории, бесследно исчезли или были обезличены. Так, автор этой статьи в 1990-х годах пыталась узнать, где находится замечательное минералогическое собрание Николая Петровича. Обошла многие хранилища и наконец попала в Минералогический музей. Там одна из сотрудниц указала на груду ещё не разобранных ящиков и безразлично добавила, что, может быть, коллекция Румянцева находится именно в них…