Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

«Побег» был неизбежен

01 января 2007

СЕМЕЙНЫЕ ТАЙНЫ

В ночь с 27 на 28 октября Лев Толстой покинул Ясную Поляну навсегда

Инна КАБЫШ

Логично – и соблазнительно – в год Семьи, являющийся одновременно и годом юбилея Толстого, написать о семье великого писателя.

Как говорила наша учительница литературы: «Какая жена была у Толстого – друг, советчик, помощник! Не то что у Пушкина…»

Кстати, о Пушкине. Если уж сравнивать, то путь Пушкина – при всей его сложности – был путём от, как тогда говорили «афеизма», к православию и Святогорскому монастырю, тогда как путь Толстого – от православия (самой яркой, если не единственной точкой пересечения с которым был день его рождения – 28 августа – Успение Богородицы) к Астапово и Заказу.
Кстати, о православии.

Пришла я на Троицу в храм и, как заведено в этом храме, прошла вперёд, где всегда стоит матушка настоятеля храма, и протянула ей свою исповедь в письменном виде. Когда таких записок у матушки набралось достаточно, она передала их дьякону, специально для этого вышедшему из алтаря и по получении записок сразу же туда вернувшемуся.

Затем тот же дьякон вынес маленький столик и расположил на нём многочисленные исповеди. В самом конце службы настоятель вышел из алтаря и стал, беря записку, называть написанное на ней имя.

Исповедующиеся, услышав своё имя, подходили к батюшке, тот накрывал их епитрахилью и читал разрешительную молитву.

Та самая станция АстаповоБыстро, чётко, без лишних (а точнее, без всяких) слов.
Таинство, оно, конечно, и есть таинство, и неважно, в какой форме происходит.
Но я, наблюдая эту сцену, помимо своей воли вспомнила печально знаменитую 39-ю главу романа «Воскресение», где Толстой описывает сцену причастия.
Не хочу проводить никакой аналогии.
Но – да простит меня Бог! – есть что-то не просто «слишком человеческое», а порой механическое в православной службе.

Чтобы это почувствовать, необязательно быть Толстым.
Помнится, в школе мы тщательно конспектировали статью Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции»: учительница представила её нам в виде таблицы, где в одной колонке были перечислены «сильные», а в другой «слабые» стороны великого русского писателя.

При всём моём теперешнем неприятии аргументации Владимира Ильича я не могу отрешиться от ощущения, что сам вопрос вождём русской революции поставлен правильно: Лев Толстой действительно является зеркалом русской революции, в особенности Толстой-семьянин.

Как известно, Толстой, впрочем, как и Пушкин, женился в сознательном возрасте, женился не потому, что влюбился, а скорее, влюбился потому, что решил жениться.

«Я женат и счастлив», – писал о своём новом состоянии Пушкин. «Неимоверное счастье», – как бы вторил ему Толстой в дневнике 1862 года, через 2 дня после венчания.
«Жена у Вас идеальная», – писал Толстому Фет («Чистейшей прелести чистейший образец»).
Свою семейную – яснополянскую – жизнь Толстой устраивал всерьёз и надолго.
«Работаю, рублю, копаю, кошу…» – писал он тому же Фету. Он хочет быть примерным мужем и любящим отцом. В семье один за другим рождаются дети.

Толстой создаёт план идеальной семейной общины: «…доход отдать на бедных и школы… Жизнь, пища, одежда – всё самое простое. Всё лишнее – фортепиано, мебель, экипажи – продать, раздать. Цель одна – счастье своё и семьи – зная, что счастье это в том, чтобы довольствоваться малым и делать добро другим».

Иными словами, построение социализма в одной отдельно взятой семье. Как это похоже на чаяния русской революции построить земной рай в одной отдельно взятой стране!

И похоже тем больше, что «рай» этот строится собственными силами, без Бога.
Ведь Толстой отрицает не только церковные обряды, но и божественную сущность Христа.
А социализм, как заметил современник Толстого Достоевский, «по преимуществу атеистический вопрос… вопрос построения Вавилонской башни, строящейся именно без Бога, не для достижения небес с земли, а для сведения небес на землю».

Социализм – это религия людей, «звучащих гордо».
Да ведь и о Толстом встречавшийся с ним наместник Лавры Вениамин Кавелин с сожалением констатировал: «Заражён такою гордыней, какую я редко встречал. Боюсь, кончит нехорошо».
Это «нехорошо» начиналось исподволь.

Сначала размолвками между супругами. Затем припадками и истериками Софьи Андреевны, той самой, которая родила Толстому 13 детей и 8 раз переписала «Войну и мир».
С 1884 г. семейные скандалы сотрясали Ясную Поляну непрерывно.
«Нашла коза на камень», – как любил шутить Лесков.
В своём дневнике этой поры Толстой записывает: «Разрыв с женой уже нельзя сказать, что больше, но полный».
Кстати, о дневнике. С некоторых пор Софья Андреевна, боявшаяся в дурном свете предстать перед потомками, начинает охотиться за дневниками мужа.

Он заводит тайник для дневника. Она его обнаруживает.
С 1908 г. он заводит «тайный» дневник.
Жизнь превращается в сущий ад, когда к разладу между супругами добавляется раскол среди детей: дочери (особенно Александра) становятся на сторону отца, сыновья (особенно Лев) – на сторону матери.

Как всё это похоже на то, что совсем скоро произведёт русская революция: раскол нации на два лагеря, оскудение любви, вражда, ненависть.
«Он – зверь, он проповедует любовь, в нём никогда не было ни крошечки любви…»
«Она совершенно лишена всякой религиозной и нравственной основы, в ней даже нет простого суеверия…»
В самое последнее время Софья Андреевна сделала жизнь в Ясной Поляне невыносимой: она неусыпно шпионила за мужем, подслушивала, подсматривала, рылась в рукописях.

Он боялся спать по ночам (как вскоре будут бояться миллионы его соотечественников).
«Побег» стал неизбежен.
В конце жизни и Пушкин «замыслил побег», но, помнится, замыслил его не ОТ жены, а С ней (от суеты). Одни из его последних строк: «…а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить».

Последняя дневниковая запись, сделанная Толстым в Ясной Поляне: «Тяжесть всё увеличивается».
В ночь с 27 на 28 октября 1910 г. он уходит. Наутро после его ухода она бежит топиться. Толстой, как известно всему миру, «добежал» до станции Астапово. Софья Андреевна, вынутая из пруда и догнавшая мужа, пришла попрощаться, но он был без сознания и ничего не слышал.

Его похоронили рядом с Ясной Поляной в лесу «Заказ», где, по детским рассказам брата Николеньки, была зарыта «зелёная палочка», приносящая счастье всем людям.
В русской революции, несмотря на весь её трагизм, тоже есть что-то детское: вера в волшебную палочку.

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS