Никита Маргаев
В наших краях к французскому фантазёру относятся с большим пиететом, чем даже в его родной стране. У западных же критиков давно сложился консенсус касательно его персоны: творческие вершины Бессона остались в далёких девяностых, и ничего соизмеримого культовому «Леону» и «Пятому элементу» автор за последние два десятилетия не выдал. Обычные зрители также охладели к режиссёру. После сокрушительного фиаско, которое в прокате потерпел дорогущий «Валериан и город тысячи планет», ему перестали доверять большие бюджеты. Да и сам Люк, кажется, потерял интерес к космическим эпопеям, но сказочником он точно быть не перестал.
Джон (Люк Стэнтон Эдди) живёт в Лос-Анджеле и работает бухгалтером в крупном банке. Его начальник – чопорный тиран. На личном фронте у героя также без перемен: девушки не горят желанием ходить с ним на свидания, ибо считают странным тот факт, что он не ведёт соцсети. Единственный человек, кто беспокоится о нём, – его мать. Чтобы совсем не слететь с катушек от рутины и одиночества, Джон принимает транквилизаторы. Его жизнь полна разочарований и мелких неурядиц, но однажды судьба его сводит с девушкой по имени Джун (Матильда Прайс). Эксцентричная незнакомка после короткой переписки заявляется к парню на работу и экспроприирует деньги его босса, после чего парочка пускается в бега.
«Джун и Джон» безусловно отхватит свою порцию критики за такую банальную и архаичную по меркам современного Голливуда пошлость, как сюжетный троп «маниакальная девушка-мечта». Бессон уже не первый раз грешит подобным. Что говорить, если именно его «Пятый элемент» чаще всего приводят в пример, когда речь заходит об этом сценарном штампе. Лилу (Милла Йовович) сочетала в себе все присущие таким героям черты: особа внеземной красоты с детским, ничем не замутнённым взглядом на мир. Вот и Джун в исполнении очаровательной дебютантки Матильды Прайс создана по тем же лекалам. Добродушная девица обрекает офисного клерка на опасное приключение, в конце которого обещает исчезнуть. Она принадлежит к совершенному другому миру, где нет формальностей и строгих пиджаков. Дамочка живёт одним днём, не задумывается о последствиях, верит в любовь, спрашивает советы у двухсотлетнего дерева и не считается с законами. Ей нравятся спонтанные безумства во имя благой идеи, в то время как планы, общественный уклад и повседневность вызывают у неё отвращение. В каком-то смысле это роднит Джун не только с легионом похожих на неё героинь, но и с Тайлером Дерданом из «Бойцовского клуба». Фразочки наподобие «лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу» органично бы звучали из её уст. На середине фильма можно выдвинуть предположение, что она, как и Тайлер, является лишь плодом воображения уставшего работяги, но Люк не стал так глубоко уходить в дебри психологии. К слову, в прошлом году уже выходил «Мармелад» с Джо Кири, где был похожий поворот сюжета.
Наши Бонни и Клайд в ходе своей поездки успевают многое: заняться любовью в трёх метрах от полицейских, вломиться в несколько роскошных особняков, заставить заядлого охотника перевести миллионы долларов фонду защиты дикой природы и прыгнуть с парашютом. Эта обширная культурная программа завершается свадьбой (разумеется, в Лас-Вегасе – где ж ещё!), где в роли свидетелей выступают куртизанка и бездомный. В общем, новоиспечённые любовники отрываются по полной, не оглядываясь ни на что: 72 часа тотальной свободы от правил и предрассудков.
Постановщику нет дела до того, что о его новой работе напишут журналисты: они обязательно найдут, за что пожурить фильм. Зрителям же будет трудно не поддаться обаянию персонажей, какими бы ходячими клише те ни были. «Джун и Джон» – это нежная и захватывающая, одним словом, сказочная история любви, которая обладает пленительным ностальгическим шармом. Французский романтик предлагает людям по ту сторону экрана на полтора часа дать дёру из реальности. Куда? В удивительный, практически фэнтезийный мир, где взрослые не разучились мечтать, а деньги сродни фантикам от конфет. Возможно, это лучшее, что Бессон произвёл на свет в XXI веке. Показательно то, что это и самая малобюджетная лента в его карьере: в актёрском ансамбле нет известных имён, а вместо профессиональной камеры использовался смартфон.