Пётр Станев. Крепость Рущук. Репетиция разгрома Наполеона. – М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2019. – 160 с.
Создание художественно-исторического произведения – дело непростое. Захватывающие сюжеты превращают текст в увлекательный, но недостоверный роман, пристальное внимание к фактам – в учёный трактат. Петру Станеву удалось соблюсти баланс. В рецензии на его книгу доктор исторических наук Пётр Пашалы написал, что «данная работа не свободна от дискуссионных моментов», но при этом отметил, что выход в свет такого издания «позитивно повлияет на современную историографическую ситуацию». Он также подчеркнул, что Станев «объективно анализирует события» периода, о котором пишет.
Книга посвящена битве при Рущуке – сражению между русской армией под руководством Кутузова и турецкими войсками в 1811 году. Именно в этом малоизвестном эпизоде отечественной истории в значительной мере проявился талант великого полководца. Его образ в книге – очень живой. Автор делает акцент на таких качествах Михаила Илларионовича, как внимательность, спокойствие, неторопливость, мудрость, хитрость и прозорливость: «Ахмет-паша со своим штабом медлил. Переправляться не спешил. Осторожничал. Пытался разгадать план Кутузова. Сидел на правом берегу. Ждал подвоха. Уж он достаточно натерпелся от неожиданных выходок старого лиса».
Петру Станеву удаётся передать и характер персонажей, и напряжение перед боем, и такую редкую на войне тишину: «Только тихий ветерок гулял, качая прошлогоднюю сухую траву и молодые зелёные листики, которые только-только выбились из набухших почек редких кустарников. Ничто не выдавало присутствия немалого количества залёгших и замаскировавшихся людей, даже уложенные седоками набок вымуштрованные кони не нарушали тишины».
Каждое едва уловимое движение становится сигналом. «Зоркий егерский дозор заметил на противоположном пологом берегу шевеление сухого камыша» – и тут же «соорудили небольшую пороховую ракету». Камыш загорелся. «Наблюдатели беспорядочно, не скрываясь, ретировались прочь».
Лёгкий слог, узнаваемый почерк, историческая точность делают книгу интересной широкому кругу читателей.