Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 августа 2023 г.
Литература Библиосфера

Почти полное собрание сочинений

16 августа 2023

Алексей Пурин. Утраченные аллюзии. – М.: ОГИ, 2022. – 352 с.

«Утраченные аллюзии» известного петербургского поэта и эссеиста Алексея Пурина – это такой мини-трёхтомник под одной обложкой: биографические заметки, эссеистика, рецензии. Таким могло бы быть «Избранное», составленное на основе последних пяти-шести книг гипотетического полного собрания сочинений автора. Для полноты картины не хватает лишь выжимки из дневников и писем (впрочем, вместо них – беседы с поэтом и филологом Владимиром Коркуновым).

«В начале было Слово» – это о книгах, на которых и около которых герой рос. Меткое про «кошмарный жанр сказок»: если вдуматься, лишь относительно недавно авторы стали заботиться о назидательной деликатности детлита, а до того ребёнка ждал дистиллированный кошмар: колдуны, уроды, всяческие зверства-вероломства. Детство: солнечный Катаев, недоеденный Сервантес. И самостоятельно-критическое осмысление некоторых классиков в подростковом возрасте: у Островского много надуманного, а Белинский и Добролюбов – многословны и уводят читателя не просто в сторону, но бог весть куда вообще.

Чем первая глава может быть тематически интересна не филологу или критику поэзии, а самому, что называется, широкому читателю?

Во-первых, наглядной и ёмкой иллюстрацией того, как мыслящий человек, в советское время неизбежно нагруженный едва ли не всем (пусть по цензурно-дефицитным причинам и эклектически перемешанным) мировым литературным наследием, с одной стороны, становится блестящим эрудитом, а с другой – поднимает собственную вкусовую планку, может быть, излишне высоко. Не раз замечено: авторы, чьё становление пришлось на времена Союза, к современной прозе как к явлению в целом неизбежно холодны, так как сравнивают её с самыми высокими, недосягаемыми образцами.

А во-вторых, чудом открытия Серебряного века молодым человеком: подобное сейчас немыслимо. Даже завидуешь. Так, наверное, нынешние юные поэты и критики открывают для себя позднесоветскую неподцензурную поэзию (с оговоркой про заниженную трубу и разжиженный дым, разумеется): на поверхности не найдёшь, копать надо. Воля нужна. Но и вознаграждение – сторицей.

«Так начинают» – и выигрывают. Но при этом верно и другое: «И тут кончается искусство». А дальше – все помнят, что дальше.

Вторая глава дала название всей книге – «Утраченные аллюзии». В этой главе собраны короткие лирические эссе о литературе. Но не только о ней. Здесь и первая авторская «Лолита» (и дальше – много околонабоковского), и нежность к Бродскому, и внезапный Тредиаковский Шрёдингера, и дидактическая Ахматова, и неуловимый Кузмин, и статичные обэриуты, и, конечно, Иннокентий Анненский. А рядом – личные воспоминания, невольно подслушаный в трамвае разговор, филологические каламбуры, ворох «странных» (и закономерных) сближений... Короб листьев лавра – что-то розановское чудится здесь как на уровне стилистики, так и в беспощадных авторских интонациях, каком-то немного ворчливом лирическом педантизме.

Есть во второй главе и ещё один классический жанр – «ответ на будущие критики». Пурин пишет: «Моим эссеистическим опытам будет, вероятно, предъявлена претензия, основательность которой мне хочется априори подвергнуть сомнению. Их обвинят в тавтологичности и отсутствии стержня». Как раз нет, наоборот. Эта самая тавтологичность (точнее, очерченность круга повторяющихся персонажей) и становится тем самым стержнем, спиралью, по которой расходятся концентрические окружности лейтмотива книги. И обратно. Всё замкнулось, как невозможная лестница Пенроуза.

Третья глава, «Несносный наблюдатель», – это рецензии на книги современников, а также на книги, заново собранные переведённые или переизданные. Почти всё здесь неожиданное – и всё о поэзии, около поэзии или рядом с поэзией: Леонид Каннегисер может соседствовать с Олесей Николаевой и её новейшей книгой прозы «Тайник и ключики на шее».

Читатель по первым двум главам уже знаком с авторскими интонациями – и оказывается, что они вполне узнаваемы и в критике. Оказывается, можно писать профессионально и по делу – и обходиться без «опоязывающего лишая» литературоведческого жаргона. Более того – можно писать живо, хлёстко, не прятаться за «дискурсами и коннотациями» как за ложно понятой объективностью. И – о ужас! – текст без неуместной терминологической абракадабры становится не только ярче, но и точнее.

Эта книга – настоящая проза поэта. Не в снисходительно-гиппиусовском смысле, а в самом прямом – без любых аллюзий, в том числе и утраченных. Потому и читается она легко – это не статья в научный журнал, да и бесконечные подмигивания «достойным и избранным» автору не нужны.

Наконец, отдельное удовольствие – пуринские чеканные афоризмы. Многие авторы сегодня либо вообще утратили умение писать остроумно и при этом кратко, либо будто этого приёма стесняются. Напрасно – прочтите, как хорошо:

«Вообще говоря, «петербургской» может именоваться вся без исключения русская силлабо-тоническая поэзия».

«Банальный (если не сказать по-вальный) на сегодняшний день отказ от знаков препинания и прописных букв».

И ещё одно, написанное по другому поводу, но верное и применительно к самой книге Пурина (ср. с классическим: «Я – поэт. Этим и интересен»):

«Но, слава богу, автор – литератор. Поэтому читать его интересно, даже если не соглашаешься с его оценками».


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Иван Родионов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Поезда памяти

    30.06.2025
  • Дружба не обходится без песен

    29.06.2025
  • В правильном направлении

    27.06.2025
  • ЛГ-рейтинг

    27.06.2025
  • Рыцари ордена милосердия

    26.06.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS