Есть такой датский режиссёр Николас Виндинг Рефн. Прославился он в первую очередь за счёт своего узнаваемого визуального стиля – формы, не столько дополняющей, сколько превалирующей над содержанием. Яркая и контрастная цветовая палитра, лишённая полутонов, выглядит гипнотически, но может быстро наскучить своей однообразностью. По большому счёту Рефн и его подражатели снимают эдакие «эстетические аттракционы», в которых история уступает главенствующие позиции красивой обёртке. Так вот, отечественный триллер «Кентавр» на первый взгляд выглядит закосом под этого самого Рефна.
На визуальном сходстве во многом и строилась промокампания ленты, особенно в цифровой среде. Ставка была сделана на невероятную популярность «неоновой трилогии» датчанина у зумеров. И не прогадали: «Кентавр» сейчас, наверно, самый обсуждаемый российский проект. По количеству запросов на «Кинопоиске» на момент написания рецензии он обгоняет все блокбастеры-мастодонты.
Тем не менее я считаю, что новинка с Юрой Борисовым заслуживает внимания не только благодаря своему визуальному оформлению. Впрочем, и оно изумительно! Как по мне, наиболее удачным решением было не подменять содержание формой: здесь игра со светом и отражениями присутствует почти в каждом кадре, но не превращает всё в монотонное и навевающее тоску действо. Динамика происходящих событий усиливается по мере приближения к финальной развязке и вряд ли позволит зрителю заскучать. К тому же «Кентавр» – редкий гость среди отечественных премьер в жанре психологического триллера: картине удаётся выдержать интригу до полного раскрытия карт и притом сделать это таким образом, чтобы зритель не потерял интерес к главной загадке. Не в последнюю очередь это заслуга актёрского дуэта Юры Борисова и Анастасии Талызиной. Первому удалось превосходно сыграть роль инвалида Саши, персонажа, которому в угоду сюжету нужно демонстрировать двойственность. С одной стороны, он чувствителен и не уверен в себе, с другой стороны, несколько социопатичен, таинственен и пугающе проницателен в своих суждениях. По сути, всё, что мы знаем о персонаже Борисова, – это то, что он работает по ночам таксистом и ограничен в движениях. И то он путается в показаниях, когда речь заходит о его инвалидности, и, кажется, прекрасно осознаёт этот факт. Эскортница Лиза в исполнении Талызиной тоже далеко не так проста, какой может показаться при первом появлении на экране. Наблюдать за психологической игрой, развернувшейся в замкнутом пространстве салона автомобиля, разъезжающего по улицам ночной Москвы, весьма увлекательно.
«Кентавр» – это хорошее жанровое полотно: адреналиновое, напряжённое и в то же время чувственное. Конечно, картину Кирилла Кемница тяжело назвать идеальной, но с большой вероятностью, не без помощи сарафанного радио, она займёт видное место где-то рядом с «Текстом» Клима Шипенко. В коммерческом успехе уж точно сомневаться не приходится!