В предыдущем номере «ЛГ» опубликована критическая статья Вероники Кирсановой «Пасквиль на поэта», посвящённая фильму Первого канала «А.С. Пушкин. Разговор о нелепых подозрениях». Проект оказался по-настоящему скандальным. Он вызвал возмущение филологов, педагогов, писателей. Публикуем впечатления профессионаловпушкиноведов от этого весьма сомнительного проекта.
Отнести этот фильм к документальным язык не поворачивается, а назвать его следует недобросовестной и провокационной киноподелкой. Кадры, действительно снятые в Музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке, и беседы с профессиональными пушкинистами Пушкинского Дома (их имена перечислены в титрах) в фильме есть, но они обрамляют чудовищные выдумки и инсинуации (ни одна из которых не имеет документального подтверждения) некоей писательницы Т. Карацуба, которые и составляют суть всей этой невероятной инсценировки.
Так, Царскосельский лицей, по безапелляционному заявлению упомянутой дамы, оказывается, был основан императором Александром I для его незаконнорождённых детей, тайком рождённых от него фрейлинами императрицы. Таким образом, получается, что дети известных фамилий, Пушкин, Пущин, Кюхельбекер, барон Дельвиг, князь Горчаков, барон Корф и другие лице исты, – бастарды. Значит, и Пушкин, чья мать Надежда Осиповна никогда фрейлиной не была, сын Александра I! Намеренным подлогом является утверждение, что за месяц до дуэли Пушкина император и жена поэта покупали вместе игрушки для её детей, вновь с намёком на то, что это дети Николая I. В действительности их случайная встреча произошла шесть лет спустя, и «вместе» они ничего не покупали, занятые покупкой подарков не для мифических общих детей, а каждый для своей семьи.
Помимо столь обескураживающих заявлений, фильм изобилует частными неточностями, содержит путаницу в датах и местах пребывания Пушкина и Натальи Николаевны, в именах персонажей.
Так, цыганка Таня, московская знакомая Пушкина, именуется Тоней; Пушкина и Наталью Николаевну после венчания 18 февраля 1831 года в храме Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве привозят не в дом на Арбате, где сейчас размещается Музей-квартира Пушкина, а в гостиницу Демута, находящуюся в Петербурге, и вскоре, по фильму, их отправляют в карантин в Царское Село, в то время как на самом деле Пушкины приезжают в Петербург только 18 мая 1831 года, через три месяца после венчания.
Совершенно удивительно, помимо прочего, утверждение создателей фильма о том, что никто не пришёл проститься с Пушкиным, в то время как 30 и 31 января через квартиру на Мойке прошли сотни петербуржцев, пожелавших отдать дань памяти своему поэту.
Ну и так далее и тому подобное…
Считаем необходимым довести до сведения читающей публики и зрителей упомянутого фильма, что им была продемонстрирована бессовестная фальсификация, оскорбительная для памяти Пушкина, его семьи и потомков, некоторые из которых живы.
Сотрудники Пушкинской группы Отдела русской классической литературы и члены Пушкинской комиссии ИМЛИ им. Горького РАН:
Кожевников В.А., старший научный сотрудник
Шакирова Л.Г., старший научный сотрудник, к.ф.н.
Есипов В.М., старший научный сотрудник
Сазонова С.С., к.ф.н.
Сидоров И.С., член Пушкинской комиссии
Орлов В.Е., член Пушкинской комиссии
От Института русского языка:
Перцов Н.В., ведущий научный сотрудник, д.ф.н.