Евгений Небольсин. Почему надо поддержать президента. Основные вопросы. – Севастополь, Издательство «Интернационального союза писателей», 2023. – 420 с.
Книга Евгения Небольсина – огромный философский труд, представляющий собой свод мыслей автора о природе многих явлений, определяющих человеческое бытие. Она возвращает нас к тому фундаментальному чтению, что было так свойственно русскому человеку прежде и в последние годы потерялось в потоках разного рода литературных книг-развлечений. Сам автор характеризует этот труд, названный «Почему надо поддержать президента. Основные вопросы», как некое резюме его пятитомника «Русская философия. Анализ истории».
Небольсин ставит перед собой довольно амбициозную задачу: ответить на многие вопросы, которые определяют историю человечества. Характер обобщающего эссе даёт тексту огромную плотность, каждая фраза имеет значение для понимания общей сути системы взглядов Небольсина.
Дочитав книгу до конца, испытываешь интересное ощущение: обо всём этом ты догадывался, но вот теперь всё стало на свои места.
Небольсин силён системностью подхода. Все его выводы подчинены общей цели, постепенно, страница за страницей, мы погружаемся в его систему интеллектуальных координат, принимаем его мысли, коррелируя их на свой опыт, как умственный, так и событийный.
С первых страниц автор рассуждает о поиске Истины, обозначая, что истинный путь – это дорога к жизни, а ложный – это погибель. «Если человек любит, то видит закон любви в верно построенной логической цепи. Для него это только лишь ещё одна возможность сказать слово любви, только теперь уже с помощью данного специфического языка анализа». Анализ и логика! Здесь Небольсин силён!
Он не отрицает роль числа, но полагает, что без благодати Духа вся эта цифровизация гроша ломаного не стоит. И с ним трудно не согласиться. «Поэтому в природе человека всегда будет присутствовать анализ и число как олицетворение обобщения опыта аскезы, формы подвижничества. Ныне вводят QR-коды, это как раз из этой оперы. Но без Благодати Духа Святого никакого значения сие иметь не может. Присутствие Божье всегда будет приоритетом».
Очень логично он анализирует понятие аскезы и его важнейшую роль в формировании человечества, его божественную сущность. Это впечатляющие страницы, овеянные большой эмоциональной силой, искренней убеждённостью! Он пишет, что Бог несёт абсолют счастья и радости. И лишь аскеза человека способна приблизить его к этой радости и к этому счастью. Своё представление об аскезе он объясняет лаконично и просто: «Аскеза – это не ограничение в свободах, а оптимальная форма жизни, заложенная в самой физиологии». Из этого утверждения он вытягивает целую череду блестящих обобщений, опираясь на уже существующие источники, по-новому переосмысливая их, равно как и на верования прошлого: «Иными словами, с физическим увечьем и болезнью можно прожить всю жизнь, но с болезнью души человек не может ни терпеть боль, ни жить даже и часа. Просто радость духа – само естество живого, сама его природа. То есть подобно тому, как если мы фонарь занесём в дом и поставим его в самое тёмное место, тьма, несмотря на её очевидное величие, ничего не сможет сделать, и сам светильник от этого не изменит самому себе, то есть светить не перестанет, так и останется тем, чем он и был». В учении Небольсина крайне важен образ, взгляд, многие вещи он поясняет не схоластически, а путём ярких образов, метафор и сравнений. Предыдущая цитата весьма ярко подтверждает это.
Отдельная глава посвящена археологии. Автор анализирует те достижения этой науки, что связаны с находками доисторических человеческих останков. Выводы его интересны, оригинальны, добавляют многое к его общей концепции. В частности, временность жизни человека он увязывает с огромным значением для мира подвига самопожертвования.
Говоря о трезвости как о норме жизни, Небольсин рассматривает зависимость человека не только от алкоголя, но и от страстей, и от Святого Духа. Здесь он ссылается на труды святого Паисия Святогорца. Состояние опьянения он характеризует как состояние «вне себя», акцентируя внимание на семантике этого словосочетания. Опьянение делает путь из себя, необходимый для познания Бога, искусственным. Мысль эта сложна и многомерна, потому стоит привести её точно: «Современные системы отрезвления не работают, потому что человеку естественно быть в состоянии вне себя, кое он получает посредством искусственных способов, и алкоголя – в первую очередь. А так как он из себя не выходит, остаётся в пределах сфер физиологических процессов, то, для того чтобы выйти ему, он прибегает к алкоголю. Дабы отрезвить человека, помочь ему выйти или вернуть за грань этого бытия – вывести его за пределы физического тела, в близость к Богу».
Небольсин справедливо призывает быть острожными с существующими науками, не воспринимать их догмы слепо. Думать, примерять на себя, на свой опыт, на своё ощущение мира и его божественной сущности.
В чём помощь президенту, спросите вы? Следует жить и думать так, чтобы каждый человек укреплял государство и помогал президенту вести страну к счастливому будущему. Ведь государственность, по Небольсину, это «образ сильной молитвы из-за её коллективности и общности, а также сама его структура есть уже молитва Творцу, и важно то, что в структуре есть возможность разделить труд (благодаря сему человеку легче быть в единстве с Богом и не отвлекаться от Него)».