Пётр Ткаченко. Никем не званый… Александр Блок в поисках образа России. – М.: Звонница-МГ, 2023. – 304 с.
Александр Александрович Блок (1880–1921), пожалуй, последний поэт в русской литературе, которого по устоявшейся традиции безоговорочно и справедливо называют великим. Более чем столетие со дня кончины поэта – срок достаточный для того, чтобы оценить его реальный вклад в русскую литературу. Однако, несмотря на обширную литературу, посвящённую его творчеству и жизни, в общественном сознании и во многом даже в научной исследовательской среде остаётся не вполне определённым и ясным то, в чём состоит его отличие от современных ему поэтов, в чём, собственно, заключается его величие как выразителя духовной человеческой сущности и народной драмы в революционный, катастрофический период истории России.
Исследования творчества А. Блока, начавшиеся при его жизни, оказались в значительной мере проникнутыми специфическими мировоззренческими, идеологическими и даже политическими пристрастиями и поветриями и зачастую носили корпоративный характер. «Блок и революция» – излюбленная тема исследований до сих пор. И реже предметом исследований становится тема «Блок и народ», то, как постигал поэт народное самосознание и в чём состоит народность его творчества. Между тем именно этот аспект его творчества является основным, драгоценным и теперь нам особенно необходимым.
Оценка же его творчества с точки зрения принятия или неприятия революции проходит, по сути, мимо его поэтического мира, так как он, как великий поэт, мыслил иными категориями – духовными. Вопрос скорее должен стоять так: как он оценивал происходящее в общем течении жизни, как он с этим жил, не теряя человеческого облика. А. Блок, как и должно поэту, постигал внутренний, а не внешний порядок мира. А потому, размышляя о нём, следует не о Серебряном веке говорить, как у нас повелось давно, так как это понятие не отражает сущностной стороны ни эпохи, ни его творчества. Да и утвердилось оно уже позже, в эмиграции, и к А. Блоку не имело никакого отношения. Не о декадентстве А. Блока рассуждать, им преодолеваемом и отвергаемом. Не о мистицизме, который он считал тупиковым и страшным умонастроением. Но о его народных воззрениях прежде всего.
Однако зачастую и до сих пор даже в среде исследовательской и писательской поэт представляется эдаким угрюмым, недостаточно оптимистическим, упадническим и якобы декадентствующим городским человеком. Городским не только по теме, но и в духовном смысле; «запутавшимся» в вере, обращавшимся к «тёмным силам», чего-то недопонявшим в человеческой жизни, не в пример его бывшим и нынешним, как правило, ортодоксальным толкователям. И уж никак не воспринимается А. Блок связанным с народной и сельской Россией. Во всяком случае, долгое время не воспринимался таковым в общественном сознании.
А. Блок сельский оказался заслонённым поэтом городским – как писали наиболее проницательные исследователи: «Блок «шахматовский» при жизни поэта, естественно, был отодвинут Блоком «петербургским» (С.С. Лесневский, З.Г. Минц). Между тем как из сорока одного года жизни тридцать шесть лет (1881–1916 гг.) летние месяцы он проводил в подмосковном Шахматово. Здесь, в сельской России, он вырос: «В туманах, над сверканьем рос, / Безжалостный, святой и мудрый, / Я в старом парке дедов рос, / И солнце золотило кудри». Здесь он прозревал, складывался как поэт. А потому без этого сельского мира невозможно постичь его творчество, его миропонимание, в конце концов – его народность.
Да и сам поэт прямо писал о том, что, несмотря ни на что, ни на какой «непроглядный ужас жизни», главным мерилом всего сущего для него оставался народ:
Народ – венец земного цвета,
Краса и радость всем цветам:
Не миновать Господня лета
Благоприятного – и нам.
В книге «Никем не званый…» выявляется, прежде всего, именно этот аспект его многогранного творчества. Название книги восходит к самохарактеристике поэта в его стихотворении «Осенняя воля»: «Выхожу я в путь открытый взорам… / Нет, иду я в путь никем не званый, / И земля да будет мне легка!» Книга Петра Ткаченко отличается естественным сочетанием глубоких литературоведческих исследований и краеведческих изысканий, дополняющих друг друга, открывающих неведомые ранее аспекты жизни и творчества поэта. Да и понятно, ведь автор начал свои исследования ещё в 1971 году, когда после окончания Владикавказского высшего военного училища был направлен к первому месту офицерской службы в г. Солнечногорск Московской области – на Высшие офицерские курсы «Выстрел», в Блоковские места Подмосковья… В Литературном институте защищал диплом по теме: «При свете мифа. О фольклоризме в творчестве А.А. Блока» (1982).
В книгу вошли литературно-критические повести: «Никем не званый…» – о той незримой «немой борьбе», брани духовной, которую вёл поэт на протяжении всей жизни с декадентствующей, вырождающейся литературной средой; «Сии кровавые скрижали…» Поэтическое завещание Александра Блока» – о соотношении поэмы «Двенадцать» и стихотворения «Скифы»; «В согласии со стихией» – о поэме «Двенадцать»; «Пред ликом родины суровой я закачаюсь на кресте…» – о тайне смерти поэта.
А. Блок, его воззрения на мир, его понимание судьбы России сегодня нам особенно необходимы. И не только потому, что в своё страшное время он писал о России, тогда, когда уже приближалось её революционное крушение. Он помогает нам постигать такие непростые аспекты нашего человеческого бытия. К примеру, в главе «Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле…» через исторический очерк поэта «Катилина» автор постигает те гендерные «проблемы», от которых корчится сегодня «цивилизованный» мир и на которые с недоумением смотрят не впавшие в искушение живые человеческие души.
В своей книге Пётр Ткаченко выявляет народную основу в творчестве Александра Блока. Убедительно доказывает то, насколько А. Блок злободневен и сегодня для осмысления нашего невнятного времени.
Катерина Беда