Ушёл из жизни Валентин Распутин. Один из тех, на ком держалась русская литературная духовность. Свет, исходивший от этой личности, был так силён, так постоянен, что никакой тьме не под силу было его одолеть. Он в каждой своей строке напоминал человеку о высоком предназначении. Когда звезда Распутина взошла на небосклоне отечественной словесности, сердца любителей смотреть вверх радостно задрожали. Её немеркнущее сияние не давало отчаяться, даже в смутные времена убеждая в том, что свет всё равно сильнее.
Валентин Распутин никогда ни под кого не подстраивался, и, если его что-то волновало, возмущало, он говорил об этом бесстрашно, не боясь ничьего гнева, уверенный в своей правоте.
Он не любил чрезмерно частых появлений на публике, считал суету убивающей. И потому старался без необходимости не покидать байкальскую местность, где черпал силы для творчества. Требовательность к себе никогда не ставила его в ряд многопишущих, но плотность его художественного сознания так велика, что наследие выглядит гигантским, огромным.
С «ЛГ» Валентина Григорьевича связывали плодотворные дружеские отношения. Горько, что был в истории взаимоотношений писателя и издания период, когда руководство газеты делало вид, что его не существует. Но в последнее пятнадцатилетие «ЛГ» предоставляла Валентину Григорьевичу свои страницы очень часто, чем мы гордимся, поскольку каждое его слово – на вес золота. Особенно в наше неспокойное и многовекторное время, когда мудрость – спасение для нации.
Всю свою жизнь он радел о русском человеке, страдал за него, пытался его объяснить. Иногда казалось, что своими житейскими муками он искупает всю русскую боль, принимая её на себя.
Он был стоек, как богатырь. Он ушёл как солдат духовного воинства, не уступив врагу ни пяди.
Ещё долгое время мы будем по привычке ждать его решающего слова, а потом вздрагивать от непоправимости утраты, вслушиваясь в святую тишину вечности, давшей ему наконец покой.
Мы скорбим вместе со всем миром, с его близкими, с теми, кто любил его, кто преклонялся перед ним.
Валентин Распутин из тех художников слова, которые не забываются. Помнить и почитать его – это вопрос не уважения, а совести. Ведь он так много сделал, чтобы мы, россияне, стали лучше.