Вячеслав Лукомской. Шутки... ради... и добра. – Тверь: СФК-офис, 2020. – 152 с.
Поэзия Вячеслава Лукомского, тверского поэта, чьи стихи печатались в региональных изданиях и составили вот уже пять сборников, представляет несомненную ценность. Умение эстетически осмыслить свой богатый жизненный опыт, выраженная склонность к самоанализу и философский подход к восприятию действительности стали основой поэтического мира автора. Особенно это проявилось в недавно вышедшей книге «Шутки... ради... и добра».
Жанровое и тематическое многообразие лирики Лукомского говорит о широте художественного взгляда, в котором находит живой отклик череда событий прошлого и настоящего. «Вся жизнь моя описана в стихах.» – название этого стихотворения вполне может стать эпиграфом ко всему творчеству автора. Баллады, поэмы, лирические зарисовки, сонеты, прозаические этюды – вот неполный перечень жанров, используемых Лукомским. Диапазон тем, по сути, вписывается в привычные рамки классического деления лирики на философскую, гражданскую и любовную. Очень интересен выбор жанровой формы для поэтического переложения библейских сюжетов. Всё это свидетельствует об эрудиции и интенсивном творческом поиске, наблюдательности и цепкости взгляда, подмечающего и чувствующего всё: и нерв времени, и тонкость любовного чувства, и картины меняющейся природы.
Одна из основных тем поэзии В. Лукомского – тема родины, её героического прошлого, природы родного края. Неразрывно сочетаясь с темой памяти, именно она образует центр поэтического мира Лукомского, черпающего вдохновение в связи с природой Волговерховья, где «.полей просторы создают в душе покой, / И ведут в нём разговоры травы с думой непростой». Символично, что от неё – родной Лукомы – берёт начало не только творческий псевдоним автора, но источник его вдохновения.
О том, что тема родовой памяти, преклонения перед предками, тема малой родины – доминанта мировоззрения автора, свидетельствуют названия всех без исключения сборников стихов поэта: «Поклонись родному краю.» (2003), «Край ты мой благодатный» (2007), «Про жизнь. в стихе и прозе» (2017), «По зову предков, души и веры» (2017), «Память» (2018). В мотивах щемящей тоски, печали по невозвратно ушедшему, утраченному приволью родной природы, возвращения к истокам есть что-то шукшинское. В основе – поиск человеком внутренних опор.
К ручью пришёл издалека
Испить воды я два глотка
И поклониться в пояс всем:
И рекам двум, и павшим тем;
<…>
А в жизни нашей роковой
Всегда так хочется домой –
Побыть на речке луговой,
Водой умыться ключевой.
Лейтмотив стихов о малой родине – острое переживание обнищания и заброшенности наших деревень:
Кругом – поросло всё бурьяном.
На бывших полях – одни кочки.
Березник стоит, будто пьяный,
В обнимку с сосной-одиночкой.
В этих строках явно ощутима перекличка с Есениным, как, впрочем, и в других стихотворениях, где прослеживается тема природы и деревенского быта.
Органична для всего творчества автора идея возврата к прошлому, осмысления хода истории, места человека в ней.
Я давний и близкий заезжий,
В свою залетел деревеньку,
Чтоб свидеть просторов безбрежье,
Как предок в ней жил, помаленьку.
(«Родная моя деревенька»)
Читая стихи поэта, убеждаешься ещё раз в великой истине изречения А. де Сент-Экзюпери: «Мы родом из детства». Оно – источник нас самих, наших дум и откровений.
Пусть память моя и пропитана гневом
(Детство пришлось на войну
подо Ржевом),
Но это – судьба!
С ней нельзя не мириться,
Так же как хлебом нельзя не делиться!
Память из детства
ведёт всех по жизни,
Где бы ты ни был: в походе, на тризне.
Память – она, как пятно кровяное,
Мысль бередит и берёт за живое!
(«Размышления у камина»)
Жанр поэмы органичен масштабу авторского осмысления. Таковы, например, поэмы «Лукома», «Соловки», «Память», «Течёт ручей из родника», «Я рождён подо Ржевом.» и др. В них «простор лесов», «жемчужная вода» родника, «Волга лентой, мир у ног», «старая яблоня» становятся лишь отправной точкой для размышления о прошлом и создания лироэпических полотен. И неожиданно перед глазами возникает крупный план: безбрежье Волги-матушки, просторы Селигера, лес Оковский. Образ простора Волговерховья, возникающий не раз, становится своеобразной сквозной метафорой поэтики автора.
О героическом прошлом русских – поэмы «Лукома», «Соловки», «Апофеоз имени». Стихи о войне могли бы составить отдельный цикл («Баллада о победителе», «Я рождён подо Ржевом.», «Память», «Семейная быль о войне!», «День Победы» и др.). Лирический герой не мыслит себя вне войны, она навсегда соединила для него родительский дом, подвиг отца, брата, материнскую жертвенность и любовь и – наконец – образ себя, обездоленного ребёнка войны. По сути, это стихи-реквием, стихи-освобождение.
Дуб зелёный, что на склоне
Притаился у воды,
Простоял столетий много,
Помнит всё из той беды.
(«Память»)
Большое место в сборниках занимают лирика, посвящения ныне живущим и ушедшим друзьям. Стихи о людях, близких Лукомскому, пронизаны добродушным юмором, порой иронией. Есть в сборниках и прозаические опыты, демонстрирующие склонность автора к социально-политической и исторической аналитике.
Отдельно можно говорить и о любовной лирике Вячеслава Лукомского. Тема любви претворяется метрически затейливо и раскрывается с разными интонационными и смысловыми оттенками – от куртуазного преклонения перед возлюбленной в духе Лауры и Петрарки до обращения к женщине как к своей музе и спутнице жизни.
В поэтике Лукомского часто звучат обращения к читателю-современнику и потомку. Интонациями призыва, увещевания, зова, наставления, совета пронизаны строки большинства его стихотворений; это голос поэта, неравнодушного к судьбам своей отчизны и народа («Напоминание молодому человеку. о родстве», «Непреложный закон бытия», «О святом долге» и др.). Автор словно вступает в диалог с читателем – взрослым, юным или даже ребёнком (например, в цикле стихов к детям).
Стихотворение «Живи и почитай» своего рода девиз поэтического завещания Вячеслава Лукомского:
Живи и почитай свой род, мой сын и друг,
Так, чтоб икона – на тебя – смотрела,
А про тебя и жизненный твой круг
Праправнук с гордостью
сказать мог слово смело!
В предисловии к этому стихотворению (заметим, что предисловие и эпиграфы, а также автоэпиграфы – излюбленный приём автора) содержится главный нравственный принцип поэта: сохранить память о наших предках и всегда поступать так, как свойственно христианину.
Надежда Павлова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ТвГТУ