Влияние Достоевского на мировую культуру сложно переоценить. Он выявил все разрывы русской жизни и сшил их. Сшил неосознанно, как всякий страстный человек, существуя во времени, а не в его конечности. Его целебные швы – вся его жизнь, весь опыт, каждый текст, всякое высказывание.
Его раннее увлечение бунтом – это сгусток русской боли, страдания за народ, его поздний консерватизм содержит в себе идею развития, а не мракобесной борьбы со всем новым. Среди обязательных произведений для чтения в школе США – «Преступление и наказание», единственное русское сочинение. Даже помешанные на собственных эстетических парадигмах англосаксы салютуют русскому гению. Интересно, как они воспринимают его мысль о том, что свобода часто приводит к разнузданности, а значит, к рабству человечества и человека от собственных низких привычек и потребностей?
Иногда поражаешься тому, сколь предостережения Достоевского актуальны и как мы поздно вспоминаем о них. «Может быть, цели современных предводителей европейской прогрессивной мысли – человеколюбивы и величественны. Но дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества, прежде чем будет завершено». В двадцатом и двадцать первом веках мы наблюдали не раз подобную картину. Может, уже пора прислушаться к Фёдору Михайловичу?