Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 сентября 2019 г.
  4. № 37 (6704) (11.09.2019)
Литература Библиосфера

Пора вернуться на берег

11 сентября 2019

Гузель Яхина. Дети мои. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. – 496 с. – 60 000 экз.


Успех дебютной книги порой оборачивается для писателя более серьёзным испытанием, чем полный провал. Высокие ожидания неизбежно возьмут на мушку его новое творение с готовностью устроить или безжалостный расстрел, или торжественный салют. Гузель Яхина избежала фатального исхода. Контраст между холодом Колымы и человеческим теплом в её первом романе «Зулейха открывает глаза» принёс писательнице первые места на пьедесталах «Большой книги» и «Ясной Поляны». Ещё неизвестно, станет ли очередной бестселлер «Дети мои» столь же успешным, но он уже превратил творческую судьбу писательницы из жирной точки в линию, способную уйти в бесконечность.

Вторая книга Яхиной во многом похожа на первую. Снова сталинская эпоха. Снова Поволжье. Снова маленький человек, которого вот-вот раздавят лязгающие траки Большой Истории. И всё же никакого самоповтора тут нет: это совершенно новая история. Общую мировоззренческую основу здесь заполняет волшебный немецкий фольклор. Некая сказочность присутствовала и в «Зулейхе…»: оторванность от мира, чудесные исцеления, превращение суровой тундры чуть ли не в землю обетованную. Однако там тяга к магическому реализму рядилась в арестантскую робу мелодрамы. В «Детях моих» она надевает национальные немецкие одежды со строгими, но причудливыми узорами.

Любовь скромного шульмейстера Якоба Баха и сбежавшей дочери богатого хуторянина Клары оборачивается изгнанием из колонии Гнаденталь. Уединённая жизнь не приводит к раю в шалаше. Овдовевший и онемевший шульмейстер обнаруживает дар сочинять сказки. Новая власть, отменившая небо и объявившая солнце несуществующим, ценит его талант. Незаметно волшебные истории перекраивают реальность на свой лад, привнося в неё всё самое богатое, спелое, урожайное, а вместе с тем – сумрачное, жестокое, кровавое. Мытарства отшельника Баха и его детей резонируют с судьбой всей Республики немцев Поволжья. Маленькие трудолюбивые жители (так и тянет вслед за Галиной Юзефович сравнить их с хоббитами из Шира) строят утопию под присмотром исполинского Вождя. Самоотверженное усердие не приводит к «золотому веку» – вместо него на социалистическую республику (или всё-таки волшебную страну?) надвигаются голод, борьба и вечный ноябрь.

Отечественная литература, окончательно запутавшись в кризисах современности, часто отправляется в прошлое на поиски их истоков. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на тройку лауреатов «Большой книги» 2018 года. Зыбкие воспоминания и истлевающие документы дают какую-то почву под ногами, но долго ли получится на ней устоять? Не понадобится ли более прочная опора? Гузель Яхина отыскивает её в фольклоре. Хотя волшебные сюжеты полны вымысла, в них закодирована народная мудрость и многовековая память. История со всеми её завихрениями пылает, как Солнце, и ослепляет тех, кто пытается в неё вглядеться. Сказка превращается в своего рода затемнённый фильтр. Она, искажая реальность, приглушает свет и сберегает зрение. Похожим образом действует, например, Алексей Винокуров. В романе «Люди чёрного дракона» он лепит из русской, еврейской и китайской мистики сказовую версию магического реализма. Не по Маркесу юркую и стремительную. В приамурском селе Бывалом (его жители не менее колоритны, чем обитатели Гнаденталя) словно разворачивается свой собственный XX век, ненастоящий и некалендарный.

Более всего – по стилистике, умонастроению и отшельнической отрешённости – «Дети мои» сближаются с «Лавром» Евгения Водолазкина. Впрочем, мудрому монаху путеводная звезда веры не даст заблудиться даже в самых тяжёлых скитаниях, а скромный шульмейстер, практически не двигаясь с места, умудряется потеряться во времени и не вписаться в повороты истории. Личная оторванность от мира превращается в действенный ориентир. На основе обрывочных наблюдений создаётся иная версия событий, заполнивших пространство между палящей «Авророй» революции и неприметными воронками репрессий. Год Разорённых Домов, Год Безумия, Год Нерождённых Телят, Год Голодных, Год Мёртвых Детей, Год Возвращенцев, Год Большой Борьбы… – эта новая хронология (не в фоменковском смысле) отдаёт чем-то дикарским, языческим, зато невероятно точно характеризует дух эпохи.

В романе «Дети мои» есть нечто родственное наигрышу гамельнского крысолова. Книга увлекает неспешным сюжетом, где при внешней простоте хватает любви и смерти, борьбы и смирения, стремительных изменений и застывшей вечности. Она одурманивает разнотравьем неординарных мыслей. Она зачаровывает манерой письма – то идиллически утончённой, то наскакивающе дерзкой. Гипнотизирующая мелодия «Детей моих» погружает на дно Волги, к скопищу знакомых и безвестных мертвецов. Подводный данс макабр не стремится никого утопить. Наоборот, он подталкивает к возвращению на берег, но так, чтобы всё дикое, злое и варварское унеслось течением реки времён.

Александр Москвин



Тэги: Александр Москвин Гузель Яхина
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Горечь запретного плода

    15.10.2022
  • Между «жить» и «служить»

    03.08.2022
  • Испытание смертью

    11.05.2022
  • Байки бывалого иноагента

    13.04.2022
  • Невозможное на поток

    16.02.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • История глазами поволжского немца

    35 голосов
  • Бюро проверки.

    25 голосов
  • Невозможное на поток

    23 голосов
  • Не выходи из матрицы

    19 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS