Кстати, о народе. Сегодня я как раз хочу подойти к теме «школьное сочинение» со стороны, так сказать, народа, или «низов», если уж обращаться к этой метафоре. Мне кажется, что конструктивно проанализировать не только то, как взрослые формулируют темы, но и что выдают на-гора дети. Причём не в выпускных, а в тех сочинениях, которые пишутся в рабочем порядке.
Из сочинения десятиклассницы:
«В повести Гоголя портрет играет роль искусителя, который испытывает человека. По мысли Гоголя, герой просто не выдержал испытание богатством и предал свой талант. Что ж он наделал, бедный Демон!»
О чём это, спросит обескураженный читатель.
Объясняю. Сначала на уроках разбирался гоголевский «Портрет», потом лермонтовский «Демон», а по итогам работы было дано несколько тем сочинений, в том числе «Кто заключил в себе талант…» и «Трагизм Демона». В голове десятиклассницы, не прочитавшей ни тот, ни другой текст, а воспринявшей оба исключительно на слух, да и то невнимательно, «смешались в кучу кони, люди».
Впрочем, о конях и людях есть пассах покруче.
Из сочинения девятиклассника:
«Мой любимый герой «Слова о полку Игореве» – это конь Олега. Мне жаль коня, потому что за ним плохо ухаживали. Я не могу понять отношения Олега к коню. Зачем он наступил на череп своего друга? Я бы никогда так не поступил со своим лучшим другом, даже если это конь. Мне очень нравится конь тем, что он был верный и понимал каждую ситуацию. Жалко мне его».
Что всё это значит? То, что главной бедой нынешнего школьника, пишущего сочинение, является, скажем так, непрочитанный текст. Ученик слышит звон, да не знает, где он.
Ещё одна беда – страшное косноязычие. Судите сами:
«Завершающим фактором в «Слове» является множество идей, знаний и опыта многих веков жизни людей».
Что хотел сказать человек? А ведь, несомненно, хотел. Какая-то мысль пульсирует даже в этом корявом предложении.
Но не всё так плохо – есть и отрадные явления. Из сочинения девятиклассника о Ярославне: «Она обращается к различным силам природы, дабы помочь Игорю. Но меня поразил тот факт, что за весь «плачь» она ни разу не вспомнила о сыне».
А действительно, подумала я, прочитав это сочинение: почему Ярославна «плачет» только о муже? Мне это раньше как-то не приходило в голову. Спасибо моему ученику – пришло.
Или из сочинений пятиклассников на тему «Будь у меня пятьдесят три минуты свободных».
Объясню происхождение этой темы. В «Маленьком принце» есть персонаж – продавец пилюль. Он рассказывает, что его пилюли утоляют жажду, и это экономит человеку – ему ведь не нужно ходить на колодец или к роднику – пятьдесят три минуты в неделю. Так вот:
«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, я бы пошёл погулять, или посмотрел какую-нибудь программу по телевизору, или вообще что-нибудь съел».
Конечно, смешно, но зато честно.
Или такое:
«Если бы у меня было пятьдесят три минуты свободных, я бы первым делом сдал кровь. Крови в России очень мало».
Ну не прелесть ли? Побольше бы России такой «крови», как у этого пятиклассника, глядишь, жизнь бы и наладилась.
Но вернёмся к нашей теме – школьное сочинение по литературе. Что я хотела сказать, демонстрируя отрывки из ученических работ? Да, есть трудности. Повторюсь: дети зачастую не читают произведений, по которым пишут сочинения, у них плохая речь, они наивны, чтобы не сказать, инфантильны, но, согласитесь, они свободны и искренни. А это дорогого стоит. Так что всё отнюдь не безнадёжно.
Просто взрослые должны им помочь. Одни, те, что там, «наверху», сформулировав внятные темы, другие – те, что рядом с детьми, «внизу», – ежедневно кропотливо работая: давайте возьмёмся за руки, коллеги, и тогда всё у них, детей, получится.
Ведь у них есть главное – доброе сердце: и Демона-то им жалко, и коня, и Россию.