„Мёртвый сезон“ оживила весть об уходе с Первого канала Андрея Малахова
Август для телевидения самое спокойное время – у большинства ведущих отпуск. Однако политика не знает отдыха: именно в августе в последние годы происходило нечто судьбоносное. В этом – прогремели известия о беспрецедентных американских санкциях против России и об опасном обострении ситуации вокруг КНДР, которые не дали уйти в отпуск (по-моему, это случилось впервые!) программам Соловьёва, Скабеевой–Попова («Россия 1») и некоторым другим. Но гораздо более бурную реакцию в телекругах и блогосфере вызвали, на удивление, отнюдь не политические катаклизмы, а то, что «Первый канал потерял лицо».
Малахов. Курган версий
Сперва просочились, очень быстро распространились, а потом превратились в главное медийное событие слухи об уходе с канала Андрея Малахова. Можно было бы на них не обращать внимания – слишком всё это отдаёт срежиссированной пиар-акцией, но информационные молнии вокруг известного телеведущего высветили то, что ранее не так бросалось в глаза.
Кадровые перестановки в СМИ – не редкость, однако даже масштабные сокращения на канале «Культура» не вызвали столь заинтересованных откликов и разнообразных версий. От презрительно-иронических до крайне серьёзных, политически заострённых. В обсуждение включились первые лица отечественной журналистики. Алексей Венедиктов: «Малахов – это лучший российский телеведущий. <…> Если он уйдёт, это будет лично большая потеря зрителей Первого канала и Константина Эрнста».
А с чего это вдруг «лучший телеведущий» решил покинуть отчий дом, в котором он, как журналист, родился в 1992-м, потом быстро рос, оброс мускулами и стал одним из первых лиц Первого?
Как когда-то Максиму Галкину, канал «Россия 1» сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться? – предположила телекритик Ирина Петровская. Из источников, близких к Малахову, пошла информация, что дело не в этом, а в том, что шоумен в связи с рождением первенца хочет уйти в, так сказать, декрет по уходу за ребёнком.
По данным же Би-би-си (ишь ведь Малаховым заинтересовался Лондон!), причиной конфликта стало решение телеканала добавить в ток-шоу «Пусть говорят» больше политических тем, именно в связи с этим на Первый вернулась когда-то «родившая «Пусть говорят» продюсер Наталья Никонова, а Андрей якобы выступил против обозначенных Никоновой перемещений в сторону предвыборной, социально-политической тематики. Действительно, на Первом появилось новое шоу «На самом деле» с Дмитрием Шепелевым, которому, возможно, положено заместить семейно-скандальный сегмент в связи с перепрофилированием в сторону политики «Пусть говорят» (первый выпуск «На самом деле» с актёром Паниным и его женой переплюнул всю малаховскую «джигурду»).
Главные участники этой «бури в стакане ТВ» молчат, но вспыхнули звёзды. Под смех Аллы Борисовны видеообращение к Малахову и миру исполнил Максим Галкин. Возле своего замка в селении Грязь он предстал в трусах и садовых перчатках с совком: «Я уважаю Малахова, но он задолбал своим переходом. Декрет не декрет... Ну заплатили больше бабла – иди себе!» Далее выдающийся пародист обрушился на тех критикесс, которые характеризовали как провал работу Галкина на «России 1» в сравнении с тем, что он делал до того на Первом: «Да я на этот провал этот замок построил. Слышь ты, критикесса, тьфу на тебя!» – плюнул в завершение Максим. Да, Париж стоит мессы, а Грязь – провала.
Специальный выпуск «Пусть говорят», посвящённый уходу Малахова, тоже не прояснил ситуацию, прозвучало много елея и намёков на то, что причину ухода всё-таки надо искать в «бабле». То есть человека, четверть века верой и правдой служившего Первому, просто перекупили. Звучит в духе времени, но... Малахова, кстати, так и не появившегося в студии, было почему-то жаль.
А теперь по существу
Мы много писали об этом ведущем, отдавая дань его профессионализму, нещадно критикуя продюсеров за выбор тем в его программах. Хвалили – правда, очень редко – его «Субботний вечер», если в студию приходили достойные люди и не было в передаче перетряхивания грязного белья или сладкой, неискренней похвальбы... Но всё же кто он, Андрей Николаевич Малахов, почему так взволновал его уход с Первого телевизионный мир?
Совсем не так хорош собой, как Екатерина Андреева или Дмитрий Борисов; не так интеллектуален, как Дмитрий Дибров и Александр Гордон; не мачо, как Александр Любимов и Дмитрий Нагиев; не сочится юмором, как тот же Галкин и Иван Ургант, но… С первых эфиров в благословенные для телевидения 90-е годы он обратил на себя внимание неуёмным желанием работать. Шустрый, смышлёный, жизнерадостный, получающий удовольствие от присутствия в кадре. Что бы в нём ни поручалось делать. Всегда заинтересованный, мобильный, искренний, доброжелательный, умеющий растворяться в собеседнике, не тянущий одеяло на себя. Очень дисциплинированный, умеющий слушать – в первую очередь начальство. Не высокомерный, в отличие от многих на ТВ. Свой. Один из нас. Мальчик из Апатитов, доказавший, что всякий может добиться огромного успеха в Москве, если хорошо учиться и всё положить ради заветной цели. Продукт телевидения, и его же производитель. Символ.
Лучший в своём жанре, как считает Венедиктов. А что значит лучший? Лучший и рейтинговый – не одно и то же так же, как очень способный и способный на всё. Лучший теперь не значит самый хороший, благородный, человечный, а – самый успешный, и не так важно, каким путём достигнут успех. Сомневаюсь, что Алексей Алексеевич в кругу семьи часто смотрел «Пусть говорят», например, выпуски, посвящённые Никите Джигурде, Диане Шурыгиной, Прохору Шаляпину и множество других, вызывающих оторопь, унижающих человеческое достоинство зрителей, но повышающих рейтинг. А он диктует: «Всё ниже и ниже, пошлее и пошлее… – у нас ограничений вроде французских общественных советов нет. Да ещё поджимают конкуренты – они уже показывают секс артиста П. с собакой – их надо перещеголять... И тут устанешь, и запросишься в отпуск. Или, пожалуй, взбрыкнёшь и захочешь стать владычицей морскою..
21 августа было опубликовано открытое письмо Малахова Константину Эрнсту, в котором он благодарил коллег с Первого канала и сообщал, что переходит на «Россию 1» ведущим и продюсером (!) программы «Прямой эфир».
А как изменилось «Пусть говорят» с Дмитрием Борисовым, а также ситуацию с закрытием на Первом канале программ Тимура Кизякова («Пока все дома») и Юлии Меньшовой («Наедине со всеми») мы обсудим в одном из ближайших номеров.