Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 мая 2024 г.
  4. № 19 (6933) (15.05.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Поверх реалий

16 мая 2024

Вячеслав Самошкин. Строптивый ветер. – СПб.: Алетейя, 2024. – 114 с.

Поэтический сборник Вячеслава Самошкина «Строптивый ветер» буквально усыпан образами, связанными с небом, космосом, воздухом. Вот несколько примеров: «Ветра осколки и зеркала отзвуки / быстро растают в дымящемся воздухе…», «И впитывает всё живое / космическую красоту…», «Материи единственная дочь, / жизнь в космосе везде одна и та же», «Ночного неба облачность, заочность / планет и звёзд – до них не докричусь! / Очнулся ветер, пробует на прочность / граниты зданий, силу наших чувств».

Поэт, с одной стороны, ощущает себя частью космоса, с другой – ясно осознаёт, что «За время краткого полёта, / за годы жизни и труда / нам в толк не взять, что может что-то / существовать и быть всегда». Несмотря на присутствующие в книге нотки печали, разочарования и даже отчаяния, большинство вошедших в книгу стихотворений дарят читателю уверенность в том, что боль утихнет, солнце согреет, а «Богородица в итоге / путь истинный укажет нам опять».

Мотив подлинной веры Вячеслав Самошкин вписывает в созданное им поэтическое пространство естественно и эскизно. Однако за кажущейся простотой кроется пронзительная глубина:

Обнимает оконная рама

самый беглый набросок весны.

И ещё очертания храма

сквозь прорехи в деревьях видны.


Особые чувства вызывают строки поэта, в которых он размышляет о страницах истории, связанных, в частности, с Великими географическими открытиями, с освоением космоса. При этом его стихи подобны, скорее, не хронике, а дневниковым записям. Живой отклик вызывает стихотворение «Где мой славный корабль?..», в котором автор задаётся вопросами: «Покорили мы часть мирового пространства – / остальное потомкам оставим своим? / Или будем дерзать до последнего часа?..»

В поисках правды, в стремлении выработать собственные законы жизни поэт приходит к печальному и в то же время точному выводу:

Казалось бы, смотри и постигай

основы мира, но поверх реалий

себе мы напридумывали рай,

из мёртвых воскресенье и так дале.


И всё же, изображая земную жизнь, поэт пишет её не мрачными, а яркими красками. Читая, получаешь редкое наслаждение от обилия знакомых и значимых имён – поэтов, художников, музыкантов. Здесь и Пушкин, и Тютчев, и Фет, и Блок, и Данте, и Ахматова, и Левитан, и Пикассо, и Моцарт, и Лист, и Бах, и Рахманинов…

А вот строки из стихотворения «Стансы сирени»: «Такие зрелища не виданы / в округе нашей с давних пор: / сирень-красавица на выданье / на мир глядит через забор. / Её глаза лилово-синие / с ума сведут, и весь тут сказ! / Она казачкою Аксиньею / мне показалась в этот раз». Очевидна отсылка к «Тихому Дону»…

Завершают сборник размышления о поэзии Вячеслава Самошкина, написанные Михаилом Синельниковым, Владимиром Алейниковым, Ольгой Рычковой, Геннадием Калашниковым.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS