Вячеслав Самошкин. Строптивый ветер. – СПб.: Алетейя, 2024. – 114 с.
Поэтический сборник Вячеслава Самошкина «Строптивый ветер» буквально усыпан образами, связанными с небом, космосом, воздухом. Вот несколько примеров: «Ветра осколки и зеркала отзвуки / быстро растают в дымящемся воздухе…», «И впитывает всё живое / космическую красоту…», «Материи единственная дочь, / жизнь в космосе везде одна и та же», «Ночного неба облачность, заочность / планет и звёзд – до них не докричусь! / Очнулся ветер, пробует на прочность / граниты зданий, силу наших чувств».
Поэт, с одной стороны, ощущает себя частью космоса, с другой – ясно осознаёт, что «За время краткого полёта, / за годы жизни и труда / нам в толк не взять, что может что-то / существовать и быть всегда». Несмотря на присутствующие в книге нотки печали, разочарования и даже отчаяния, большинство вошедших в книгу стихотворений дарят читателю уверенность в том, что боль утихнет, солнце согреет, а «Богородица в итоге / путь истинный укажет нам опять».
Мотив подлинной веры Вячеслав Самошкин вписывает в созданное им поэтическое пространство естественно и эскизно. Однако за кажущейся простотой кроется пронзительная глубина:
Обнимает оконная рама
самый беглый набросок весны.
И ещё очертания храма
сквозь прорехи в деревьях видны.
Особые чувства вызывают строки поэта, в которых он размышляет о страницах истории, связанных, в частности, с Великими географическими открытиями, с освоением космоса. При этом его стихи подобны, скорее, не хронике, а дневниковым записям. Живой отклик вызывает стихотворение «Где мой славный корабль?..», в котором автор задаётся вопросами: «Покорили мы часть мирового пространства – / остальное потомкам оставим своим? / Или будем дерзать до последнего часа?..»
В поисках правды, в стремлении выработать собственные законы жизни поэт приходит к печальному и в то же время точному выводу:
Казалось бы, смотри и постигай
основы мира, но поверх реалий
себе мы напридумывали рай,
из мёртвых воскресенье и так дале.
И всё же, изображая земную жизнь, поэт пишет её не мрачными, а яркими красками. Читая, получаешь редкое наслаждение от обилия знакомых и значимых имён – поэтов, художников, музыкантов. Здесь и Пушкин, и Тютчев, и Фет, и Блок, и Данте, и Ахматова, и Левитан, и Пикассо, и Моцарт, и Лист, и Бах, и Рахманинов…
А вот строки из стихотворения «Стансы сирени»: «Такие зрелища не виданы / в округе нашей с давних пор: / сирень-красавица на выданье / на мир глядит через забор. / Её глаза лилово-синие / с ума сведут, и весь тут сказ! / Она казачкою Аксиньею / мне показалась в этот раз». Очевидна отсылка к «Тихому Дону»…
Завершают сборник размышления о поэзии Вячеслава Самошкина, написанные Михаилом Синельниковым, Владимиром Алейниковым, Ольгой Рычковой, Геннадием Калашниковым.