Пушкина не стало... Его вдова и четверо детей, испытывая материальные затруднения, поселились вдали от шумного света.
Уединённость, постоянные заботы о здоровье и воспитании своих чад стали спутниками жизни Натальи Николаевны. Нежная, заботливая мать, она отклоняла предложения всех претендентов на её руку и сердце.
Только за генерала Ланского, для которого дети великого поэта стали как родные, она согласилась выйти замуж. Всю дальнейшую жизнь отпрыски Пушкина и Ланского были связаны между собой узами дружбы, чему в немалой степени способствовали зятья Натальи Николаевны – Иван и Николай.
Иван Арапов смог выплатить детям Пушкина содержание в сумме 30 500 рублей. Он же поспособствовал тому, чтобы имение Пушкина Михайловское стало национальным достоянием. В 1911 году там был открыт Дом отдыха для неимущих и престарелых литераторов, в память о великом поэте. В имении Ивана Арапова подолгу гостили дети Пушкина. Правнук этого замечательного человека и праправнук прекрасной Натали, Александр Павлович Арапов, ныне покойный, проживал в Петербурге, захоронен в г. Гатчине.
Его дед, Пётр Арапов, последний командир лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка, квартировавшего в Гатчине, на вопрос «Уезжать или остаться после 1917 года?» ответил: «Я родился в России, в России и жить останусь». Этим он предопределил судьбу внука, на жизнь которого выпало столько же тяжких испытаний.
Отца расстреляли
Родился Александр Арапов в Ленинграде в 1936 году. Его отец, Павел Трахтенберг, был одним из первых конструкторов отечественной судостроительной промышленности. Он окончил Петроградский политехнический институт и с 1931 года работал в конструкторском бюро специального судостроения ответственным исполнителем работ по проектам лёгких быстроходных судов, участвовал в создании первых надводных сторожевых кораблей.
В 1935 году, после неожиданного ареста во время «кировского потока» и столь же неожиданного освобождения, Павел Трахтенберг был назначен главным конструктором серийных эсминцев. Но в январе 1937 года его опять арестовали, обвинив в причастности к троцкистско-зиновьевской группе, и через три месяца расстреляли. Через двадцать лет он был реабилитирован.
Мать Александра была дочерью генерал-майора Петра Арапова и правнучкой Натальи Николаевны Ланской. С мужем, Павлом Трахтенбергом, она прожила всего два года. После его ареста её осудили как члена семьи врага народа.
Случайно выжил
В полтора года от роду Александр Арапов лишился не только отца, но и на долгие годы матери. Его забрала к себе в Гатчину бабушка по материнской линии, урождённая баронесса фон Майдель. Во время оккупации до января 1944 года в её доме жил немецкий генерал, который уговаривал баронессу переселиться в Германию. Но она отвечала, что её сын воюет в Красной армии, дочь сидит в лагере и поэтому она останется в России, с детьми.
В первый день освобождения Гатчины бабушку Александра убили в их доме. Говорили, что в городе орудовали бойцы штрафной роты. Семилетний Саша случайно остался жив. Он находился во время убийства в той же комнате, что и убитые, но спал за ширмой. К тому времени он в результате контузии был глухим и не слышал, как убивали бабушку.
Токарь на «Электросиле»
После этой трагедии мальчик лишился речи. Его сдали в детский дом. После освобождения из лагеря там его нашла мать. Всю жизнь Александр Павлович Арапов плохо слышал и с трудом говорил. Немецкую фамилию Трахтенберг пришлось поменять на девичью матери – Арапов.
Послевоенные годы и последующие десятилетия были относительно спокойными.
Александр Арапов окончил техническое училище, получил профессию токаря и стал работать на заводе «Электросила». Без отрыва от производства учился в вечернем техникуме, потом работал инженером по проектированию технологической оснастки.
Зоя Бобкова