В антологию включены как культовые, любимые читателями произведения, так и менее известные. Помещённые в одном сборнике, они напоминают нам о том, как разнопланово и стилистически богата была советская литература, как представители разных школ и направлений объединились вокруг одной художественной задачи – рассказать правду о войне. Сейчас компрадоры-мифотворцы пытаются доказать, что внутри Советской армии на войне царили жестокие нравы, что все боялись друг друга, что если бы не страх пули из заградотряда, войска бы только и делали, что отступали. Читайте рассказы в этой книге, и вам станет ясно, сколь лживы и провокационны эти домыслы. Чего стоит описание лесного концерта скрипача, играющего под бомбами, как Паганини, на одной струне, в рассказе Паустовского «Струна»… А как точно прописано Баклановым в рассказе «Был месяц май» то, что советские солдаты воевали не с немцами как с народом, а именно с агрессорами-фашистами, и когда в нашем плену оказывался по виду рабочий, сочувствовали ему, переживая: «Что же Гитлер сделал с ним, заставив воевать против нас?».
По-разному сложились жизни авторов сборника. Виктор Некрасов умер на чужбине, Григорий Бакланов стал главредом ультрадемократического «Знамени», Юрий Бондарев не принял перестройку и подвергся травле тех, кто прежде пел ему дифирамбы. Хорошо, что в сборнике есть рассказы Павла Павленко и Леонида Соболева, писателей ныне подзабытых, но от этого не менее значимых. Особняком стоит рассказ Петра Проскурина «Снова дома». Писатель, чью биографию война драматично искорёжила (его отец сотрудничал с немцами и отступил вместе с ними), до конца жизни мучительно размышлял над поведением людей, оказавшихся в оккупации, над причинами, побуждавшими их к героизму или, напротив, к предательству, и неизменно приходил к выводу о крепости русского характера, о заложенном в наших генах неизбывном подвиге. Очень трогает рассказ о лётчиках Николая Чуковского, прекрасного писателя-баталиста. сына знаменитого автора «Мойдодыра» . Он долгое время находился в тени своей знаменитой, разоблачавшей тоталитаризм сестры. И это несправедливо…
Ну и, конечно, знаменитый рассказ Платонова «Одухотворённые люди», открывающий антологию, читается, как всегда, с восторгом. Он словно вобрал в себя все подходы к военной теме – от беспощадного реализма до романтического восхваления победы жизни над смертью.
Эта книга примиряет всех. Как примиряет величие Победы. Когда читаешь такие книги, понимаешь, что как бы ни было поляризовано наше общество, у нас есть много общего. И самое значимое в этом общем – Великая Победа 1945 года…