Давно знаю Александра Сергеевича Запесоцкого – он многие годы возглавляет Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, в истинный светоч превратив заурядный ведомственный вуз, коих в стране было немало. Многие знаменитые вузы померкли, а этот снискал добрую славу и уважение.
Давным-давно его ректор сделал знаменитыми международные ныне Лихачёвские чтения, которые раз в год, но на самом высоком уровне, обсуждают культуру или часть мирового сознания, а в этом сознании своя борьба и, понятно, противоречия.
Учредив свою институцию почётных докторов университета, Запесоцкий создал без преувеличения выдающийся элитарный круг, принадлежащий уже не только стране, но и миру. Теперь к Запесоцкому съезжаются сливки науки, культуры, политики из десятков стран планеты.
В сущности, стране давно нужны не только парламенты, но и советы мудрецов, где не случайно представленные, а жизнью и делом своим выстрадавшие убеждения свои имеют право в открытом обсуждении формулировать истины, к которым достойно прислушаться высшим эшелонам управления.
Мне, бывая у Запесоцкого, удалось открыть для себя истинные миры, созданные трудом и упорством великих граждан – Жореса Алфёрова, Натальи Бехтеревой, Кирилла Лаврова, Андрея Петрова, Эльдара Рязанова, Даниила Гранина, и ряд этот высок и прекрасен. Общаясь с ними, сам становишься выше, точнее, познавая простую мысль – истинность в наполненности самой личности, которая без страдания и сострадания не может состояться…
Впрочем, это как бы отступление не может явиться само по себе, без движения частей такого круга. Но сам круг – деяние созидаемое, непростое, действующее лишь тогда, когда живы силы, его вращающие. И ещё: речь здесь о социальной и научной инженерии, которую кто-то должен мысленно вычерчивать и реализовывать, – о генеральном конструкторе проекта и о главном инженере проекта в одном лице. Это и есть автор представляемой книги. Впрочем, я бы добавил к точным расчётам конструкторского замысла немалую долю гуманитарности, если хотите – сердечности, ибо громадный многолетний проект немыслим без частного, личностного, глубоко выстраданного – ведь разговор идёт о культуре и науке, культуру систематизирующей.
Итак, речь о книге, даже книжище, с сугубо академическим названием: «Становление глобальной культуры и конфликты цивилизаций: по материалам Международных Лихачёвских научных чтений», автор которой – ректор университета Александр Сергеевич Запесоцкий.
Чтения эти проходят каждый раз в конце мая. И за десятилетия, да ещё людьми, собирающимися со всех сторон света, они принесли в Петербург незримое, но драгоценное богатство. И их основателю, организатору, движителю надобно обладать недюжинной – не только организаторской и научной, но и художественной – энергетикой, дабы, соединяя, разъединяя, синтезируя глобальные разномнения, подняться до обобщений поистине мировых, цивилизационных, ооновских – чего, как мне кажется, сильно недостаёт этой высокочтимой системе, идущей, кстати, к своему 75-летию.
Запесоцкий похож на многолетнего золотоискателя самого взыскательного свойства. Песок, даже золотой, его не очень интересует, он промывает породу через огромное сито, оставляя для рассмотрения лишь значимые конкреции (образования). Ведь только на основании чего-то значимого можно подбираться к исследованию глобальных ценностей. Хотя, как водится, и не без исключений.
Меня, к примеру, просто как личность, интересуют выводы западной социологии, во что обходится существованию европейской культуры разных стран гуманитарная добродетельность, благодаря которой миллионы представителей иных культур, переместившись в европейские анклавы, принялись, что естественно для них, исповедовать там свои правила, обычаи, нравы, что и есть не что иное, как иная цивилизационная практика, и насколько остры конфликты цивилизаций – местных, коренных, и, так сказать, «приезжих». А разве не то же уже случилось у российской цивилизации после порушения СССР, которое вроде многими безусловно одобряемо? Ой ли? Так ли? Или очи наши затмило лукавство, утешающее самоё себя?
Отчего-то раньше, в большой стране, как я помню по личному опыту, нам – и не нам! – было всё равно, какой национальности человек, с которым мы рядом работаем, едем, спорим и делим хлеб? Отчего же сейчас, входя в столичный супермаркет, содрогаешься от иноречия продавцов? Как будто ты, не сходя с родной улицы, убыл в недальнюю, может быть, но эмиграцию?
Конфликт ещё не принято замечать публично, но он есть, нарастает, и надо, чтобы не только наука – но она не в последнюю очередь – исследовала нарастающий фактор, который чем-то угрожает и к чему-то ведёт. Разве не пора признать исследование круга Запесоцкого, что речь о бытовом нарастании конфликта цивилизаций, который является к нам поначалу не в обобщённой, не в научной версии, а бытовыми несогласиями, удивлениями и лишь потом, не дай Бог, неурядицами?
Вот почему я склонен утверждать, что в своей необыкновенно солидной книге А.С. Запесоцкий провёл глубокий анализ и культурологическое осмысление процессов мировой глобализации, рассмотрел вызовы и угрозы современной цивилизации, актуальные геополитические проблемы, включая международный терроризм и нацизм.
К актуальным проблемам современности, утверждает автор, относиться стали в том числе и информационные войны, которым в книге посвящается отдельная глава. Он заглянул и в будущее человечества, когда закат капитализма перейдёт в посткапиталистическую эру.
Заглянуть в будущее человечества – задача актуальная и для Детского фонда, ведь нас волнует ответ на вопрос, в каком мире предстоит жить современным детям, к какому будущему нам, взрослым, надо их готовить. Да и самим готовиться.
Особенно актуальны научные изыскания автора о роли и месте России в глобальном мире, сравнение мировоззренческих моделей России и западного мира, исследование культурно-цивилизационных отличий русского мира. Как один из лидеров отечественной школы культурологии, А.С. Запесоцкий глубоко исследует постиндустриальную культуру и культурные трансформации. Как один из основоположников культурологического образования в России, автор коснулся в своём труде миссии культурологического знания.
Осмыслить формирование глобальной культуры на фоне обострения конфликта цивилизаций и заглянуть в будущее мира – это под силу только самым отважным учёным и государственным деятелям, многие из которых участвуют в Международных Лихачёвских научных чтениях. Своеобразный диалог А.С. Запесоцкого с выдающимися мыслителями современности позволяет лучше понять их основные мысли и прогнозы, которые они, оказывается, давно излагали с трибуны Международных Лихачёвских научных чтений. Немаловажно то, что эта монография написана в популярной форме, доступным, в том числе и для молодёжи, языком.
В нынешней непростой ситуации на мировой арене, характеризующейся усилением старых и появлением новых вызовов и угроз, такое сопряжение творческих и интеллектуальных усилий приобретает особое значение.
Объём труда впечатляет: 608 страниц, 38 печатных листов. Книга стала фундаментальным трудом, по-настоящему глобальным целостным осмыслением около 4000 докладов Международных Лихачёвских научных чтений, и работа эта, безусловно, продолжится, как продолжится и проведение чтений, становящихся с каждым годом всё более важным событием в научном мире. Восхищает и междисциплинарный масштаб книги.
Учёным и исследователям будет интересно сравнить книгу А.С. Запесоцкого с историко-философским трактатом американского социолога и политолога, автора концепции этнокультурного разделения цивилизаций Сэмюэла П. Хантингтона (1927–2008) «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (англ. The Clash of Civilizations and the Remarking of World Order; 1996), посвящённым миру после холодной войны. Сэмюэл П. Хантингтон утверждал в своём труде, что будущие войны будут вестись не между странами, а между культурами.
Александра Сергеевича конфликты культур более чем беспокоят. Это естественно. Ведь если присматриваться повнимательнее к тому, что нас окружает в быту и в так называемой культуре, озаботиться давно пора. Всё острее обнажается беззащитность нашей собственной культуры, её следование традициям чуждым, рождённым не у нас, но с восторгом «поглощаемым» у нас. Однако нельзя утверждать, что С.П. Хантингтон и А.С. Запесоцкий, рассматривая взаимодействие культур, идут параллельным курсом, в одном направлении.
Если Хантингтона можно считать алгеброй современной культурологии международных отношений, то Запесоцкий – скорее высшая математика. Его книга демонстрирует объёмное и многомерное видение рассматриваемой проблематики. Что важно – с оптимистическим посылом. Как бы ни были мрачны некоторые из современных реалий, как бы ни оказались тревожны доминирующие сегодня тенденции, перспективы не безнадёжны. И наряду с конфликтами просматриваются перспективы их успешного разрешения.
Так что большое дело строит А.С. Запесоцкий Лихачёвскими чтениями – конструктивную защиту культуры от антикультуры.
Прекрасное многолетнее высокое упорство!