Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 августа 2023 г.
Телеведение Pro & Contra

Преодоление страха

Первый сезон сериала Евгения Сангаджиева «Балет» можно назвать воодушевляющим зрелищем

03 августа 2023
Нью-Йоркский балет Руты Майерс. Артисты на поклонах

Новый директор российского национального театра оперы и балета Игорь Корнеев (Фёдор Бондарчук) приглашает знаменитую хореографистку, в прошлом советскую балерину-невозвращенку Руту Майерс (замечательная роль Аллы Сигаловой) поставить авторский спектакль на сцене, где она танцевала сорок лет назад. Майерс соглашается и попадает в окружение старых коллег, занявших в театре главенствующие позиции.

Это ряд чётко прописанных, колоритных и превосходно сыгранных персонажей: её бывший любовник, а ныне худрук театра Андрей Пронин (Игорь Гордин) и его ворочающая околотеатральными полукриминальными делами супруга Алла (Ирина Апексимова), а также заведующая репертуаром Лариса Мухина (Елена Морозова) и куратор театра (Юрий Ицков), человек с именем и отчеством подавившего восстание декабристов российского императора и повадками серого кардинала. Они довольны собой и управляемым ими учреждением, бесконечно воспроизводящим «Лебединое озеро», держатся за свои тёплые и насиженные места, не желают никаких новаций и как могут сопротивляются стремлению приезжей балетмейстерки настроить ею же отобранных артистов на решение непривычных задач. Словом, кажется, что перед нами вроде бы типичная для советского кино и театра послесталинской эпохи сюжетная коллизия: столкновение откуда-то появившегося на застойном заводе или в отсталом колхозе новатора с тамошними консерваторами, которая по канонам социалистического реализма заканчивалась невозможной в той действительности (иначе СССР бы существовал до сих пор) победой прогрессивного начала и выходом предприятия к высоким производственным показателям («Битва в пути», «Надежда и опора», «Человек со стороны» и пр.). Но в эту схему изначально вставлен немыслимый в советском кино момент: пресловутый прогрессист приходит не с родной, а с реакционной западной стороны. Если бы некий драматург или сценарист посмел сделать нечто подобное в советское время, это было бы воспринято как идеологическая диверсия со всеми вытекающими отсюда последствиями для автора. Времена сейчас другие, но коллизия по-прежнему актуальна, и в отсутствие соцреалистического «бога из машины» или сказочного «волшебного помощника» её исход совсем не предрешён. И весьма вероятно, что кто-то из нынешних критиков-охранителей усмотрит в сериале намёк на то, что прогресс в отечественном искусстве возможен лишь с помощью западных деятелей, и потребует убрать крамолу с телеэкранов.

В соответствии с драматическим конфликтом действие сериала раздваивается, не давая зрителю скучать: камера попеременно переключается с наблюдения за репетициями труппы Майерс на отслеживание интриг руководства и обратно, с вербального языка классической драматургии на язык современного балета, где движения выражают мысли не менее внятно, чем слова. А за действием между тем вырисовывается общая картина происходящего: в некоем царстве-государстве, где главным искусством считается то, что удалено от всякой злободневности (как в СССР и на Кубе, которые, как пел Визбор, были «впереди планеты всей»), да и оно находится под надзором «фээсбэшников и попов» (как выразился один из молодых героев сериала), когда шаг в сторону от канона считается побегом и огонь открывается без предупреждения.

И в самом деле, с точки зрения поименованной театральной верхушки Майерс позволяет себе чёрт знает что: не считаясь с установленными рангами, отбирает группу и после нескольких прикидок объявляет: «Мы будем делать балет про попытку освободиться от страха». То есть собирается нарушить негласный запрет показывать, на чём держится установленный в балетном государстве режим, и восславить свободу, которая, согласно Мухиной и куратору Николаю Павловичу, деструктивна и противоречит высшим, то есть продиктованным сверху установкам. Что особенно опасно для реакционной части театра ввиду брошенной Майерс фразы про искру, из которой должно возгореться пламя. И это не брошенные на ветер слова, а то, что чувствуется в хореографии Владимира Варнавы, когда движения тел вместе с музыкой, в которой часто солируют ударные, нагоняют нешуточный драйв и передают заразительный дух рождающейся и воздействующей на танцовщиков свободы. Но финал драмы не предрешён ни на экране, ни в жизни – саспенс продолжается.


Тэги: Сериал
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Американская трагедия

    14.05.2025
  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Советское несчастье

    93 голосов
  • Радиоактивная ложь

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS