Только захотелось строго спросить: а кто там у вас составлял программу гастролей, отбирал театры, спектакли и регионы назначения? Каким-таким экспертам доверили?
А из-за стола президиума уже предупредительно объяснили: много-много работали, кидали клич среди столичных и питерских театров (помимо них в участниках ещё Ярославский театр драмы), спрашивали в провинции, кому интересно, кто смог бы принять.
Главный определяющий избранников момент: на пробу поедут те и туда, кто и куда сможет.
Вводных было много, ситуация постоянно менялась, не успевали вносить исправления в информационные материалы. Сначала шла речь о сорока театрах, затем о двадцати, восемнадцати… Теперь никак не получается больше семнадцати, включая Театральный музей.
В основном, конечно, внимание уделяли академическим театрам, из «авторских» в гастролёры записались «фоменки», Et cetera и Театр у Никитских ворот; из новых – Театр Наций. Это из московских, из питерских – «Балтийский дом», «Приют комедианта», «Мастерская».
Активней всех будет выступать МХТ им. Чехова – у него три конечных пункта, самый дальний – Приморье (Хабаровск, следом Владивосток), затем Брянск. По две точки назначения – у Театра Маяковского (Тыва и Хакассия), РАМТа (тоже близлежащие Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия), Александринки (Вологда и Псков), БДТ (Барнаул и Горно-Алтайск).
Начнутся поездки с Ярославского театра им. Волкова в Казань; в Оренбург поедет Et Cetera; в Астрахань – Малый; ГАЦТ кукол – на четыре дня по чувашским городам и весям; в Йошкар-Олу – «Балтийский дом»; «комедианты» – в Сыктывкар; в Улан-Удэ на неделю отправятся вахтанговцы.
Челябинск ждёт театр Марка Розовского; Киров – «Мастерскую П. Фоменко», Ростов-на-Дону – «Мастерскую»; завершит путевой лист Театр Наций в Туле, уже в начале октября.
Музей им. Бахрушина представит выставочные проекты, спектакли «Домашнего театра в Доме М.С. Щепкина» и просветительские программы в Южно-Сахалинске и Ненецком АО.
Вот такая статистика. Обещают ещё мастер-классы, круглые столы и семинары по театральному маркетингу, творческие встречи с актёрами.
На пресс-конференции выступил худрук РАМТа А.В. Бородин, и, по его словам, были отобраны самые-самые постановки – и кассовые, и отражающие генеральную линию театра: «Сотворившая чудо», «Незнайка-путешественник», «Бесстрашный барин». Несколько слукавил Алексей Владимирович: отобраны старые политкорректные спектакли, с гарденией в петлице, а генеральную линию регулярно заносит в сторону неоднозначных в молодёжном театре экспериментов.
Ещё нам рассказали, что, оказывается, с помощью Театра Маяковского удалось «вскрыть проблемы инфраструктуры» в одном из принимающих театров: там плохо было, если не ошибаюсь, с электропроводкой, а теперь будет хорошо. Почаще бы поверять московской требовательностью необихоженную провинциальную коммуналку.
Но это, как говорится, к слову. Так или иначе, цели на это лето определены, задачи поставлены, надежда выражена, и больше всего хотелось бы, чтобы правильное дело не превратилось в очередное мероприятие для своих, избранных, самоназванных с предрешённым исходом.
М.В.