Всё чаще политики, политологи, военные эксперты упоминают Шанхайскую организацию сотрудничества, как значимый фактор мировой политики.
При этом её деятельность не так широко освещается СМИ, саммиты не сопровождаются шумными пиар-акциями – у ШОС сложился консервативный образ. За время своего существования (с 2001 года) только на недавнем саммите в Астане Шанхайская организация впервые пополнилась новыми странами, население которых в сумме составляет более полутора миллиардов человек. Присоединение Индии и Пакистана – это, по сути, геополитическая сенсация. Неудивительно, что западные эксперты усматривают в ШОС не только экономического конкурента, но и заговорили о её враждебности. Так, например, Джон Тейлор (Университет Святого Томаса, Хьюстон) высказался в СМИ, что вступление Индии и Пакистана «расширит географический охват ШОС до 70% территории Евразийского континента, где проживает около половины населения планеты», а также назвал ШОС «противовесом западным организациям политического, экономического и военного сотрудничества».
Особенно впечатляет, что в ШОС вступили страны, пребывающие в глубочайшем, застарелом конфликте. Очевидно, что существенную роль в этом сближении сыграла Россия. Если вспомнить, что недавно на площадке переговоров по сирийскому кризису России удалось усадить за стол переговоров Иран и Турцию, можно говорить о новой российской стратегии – «объединяй и властвуй».
Василий Травников