В Петербурге завершился VI Международный конкурс
юных вокалистов Елены Образцовой
В конкурсе приняли участие дети из 11 стран, а международное жюри собрало знаменитых певцов современности, среди которых ставшая национальным достоянием России народная артистка СССР, солистка Большого театра, помощник главного дирижёра – музыкального руководителя Большого Маквала Касрашвили, лауреат первой премии VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета Людмила Шемчук, выступавшая в самых известных театрах мира, болгарский тенор Бойко Цветанов, художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, Лариса Рудакова, тоже певшая на самых значительных сценах мира, и Лариса Джексон (США), музыковед и организатор музыкальных фестивалей.
Состязание проходило в трёх возрастных группах – с 9 до 11 лет, с 12 до 14 и с 15 до 17, и в каждой вручались первые, вторые, третьи и специальные премии, а вот Гран-при в этот раз жюри решило не присуждать.
Как всегда на конкурсах Елены Образцовой, в зале и фойе царила атмосфера праздника. Перед началом конкурса и в перерывах нарядные дети-участники, дети-слушатели и болельщики и их родители разглядывали выставку фотографий Елены Образцовой и, что поразительно, свободно общались с членами жюри и фотографировались с ними.
Не знаю, все ли конкурсанты понимали, на какой великой сцене они поют, но все без исключения пели с удовольствием, а это главное. Даже если большинство из выступавших не станут знаменитыми певцами, в их душах будет жить музыка, и они пополнят ряды образованной и культурной публики концертных залов и оперных театров. А те, кто выберет оперное искусство в качестве своего жизненного пути, скорее всего будут держать равнение на Елену Образцову, а её уровень – высочайший.
Кстати, огромный портрет Елены Васильевны висел на сцене, приветствуя слушателей и вдохновляя участников. Не обошлось и без сюрпризов: молодой московский скульптор Андрей Коробцов изваял бюст Елены Образцовой в возрасте её наибольшего творческого расцвета и вручил организаторам конкурса на его открытии. Бюст оказался великолепным. Помимо стопроцентного портретного сходства с моделью Коробцов уловил и сумел воплотить в материале творческий порыв певицы и её горящий взгляд. Взрыв благодарных аплодисментов стал наградой ваятелю, а скульптура стояла на сцене на протяжении всего конкурса, радуя взгляд и вороша воспоминания поклонников Елены Васильевны о том, «как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя». И как верила в себя она! Было бы здорово, если бы участники конкурса Елены Образцовой так же верили в своё призвание. Тогда на оперном небосклоне могли бы зажечься новые звёзды, которые в недалёком будущем озарили бы мир своим искусством.
Не завоевавшим звание лауреатов, но ярко проявившим себя участникам были вручены различные призы партнёров конкурса: от больших шоколадных скульптур в «золотых» коробках и плюшевых белых медведей до камертонов и командирских часов. Новинкой стало награждение педагогов, чьи воспитанники получили призы и награды. Итак, лауреаты первой премии – Владислав Ушаков из Новокузнецка (младшая группа), Ольга Захарова из Челябинска (средняя группа) и Илья Сквирский из Миасса Челябинской области (старшая группа).
Вторую премию завоевали Михаил Рябинин из Таганрога (младшая группа), Кирилл Чубко из Коломны (средняя группа) и Кристина Казарян из Красногорска Московской области (старшая группа).
Третья премия была вручена Солтану Кусову из Беслана (младшая группа), Яне Айвазян из Новосибирска (средняя группа) и Симоне Скребутенайте из Литвы (старшая группа). Приз зрительских симпатий завоевала Анастасия Филимонова (Красногорск).
Кончен бал, но перед тем как погасли свечи мы успели побеседовать с неизменным членом жюри всех конкурсов Елены Образцовой, народной артисткой СССР, солисткой Большого театра Маквалой КАСРАШВИЛИ.
– Маквала Филимоновна, скажите, пожалуйста: в чём особенность судейства детского конкурса вокалистов по сравнению со взрослым?
– Поскольку невозможно требовать от маленьких детей безупречной вокальной техники, жюри оценивает музыкальность, артистичность, глубину передаваемых эмоций. Но и правильное звуковедение тоже имеет значение, особенно в старшей возрастной группе.
– Было ли какое-то отличие в работе жюри при Елене Образцовой и без неё?
– Нет. Елена Васильевна очень требовательно относилась к оценке конкурсантов, ни на какие компромиссы не шла. С ней невозможно было договориться о «продвижении» какого-нибудь участника, «о внимательном отношении» и прочем. Мы тоже стараемся судить объективно. Поскольку детский конкурс состоит из двух туров, после первого тура члены жюри говорят только «да» или «нет». Тот участник, который получает большинство «нет», дальше не проходит. Если конкурсант получает равное количество голосов «за» и «против», то председатель жюри, а в этот раз это была Лариса Гергиева, имеющий два голоса, решает вопрос.
– Возникают ли горячие дебаты между членами жюри?
– Ну, особо горячих не возникает, так как все члены жюри – известные певцы и музыканты международного уровня, профессионалы высокого класса, критерии оценки у всех одинаковые. Но вкусы, конечно, бывают разные.
– Вы работали в жюри разных международных конкурсов. Работа члена жюри на тех или иных конкурсах имеет свои отличия?
– Нет. Программа конкурсов бывает разной, состав участников, их уровень подготовки. Уровень конкурсов тоже разный. А цель работы жюри одна и та же – выбрать лучших из лучших.
– А почему победители вокальных конкурсов, даже самых престижных, часто не становятся сколь-либо известными певцами?
– Ну, тут много причин. Для того чтобы стать знаменитым певцом, должно сработать много составляющих: талант, качество голоса, музыкальность, одержимость своей профессией, очень большой труд со стороны самого певца, удача, состояние дел на оперном рынке, да много чего ещё. Сейчас переизбыток оперных певцов. Попасть в театр очень трудно, даже в небольшой и не очень знаменитый. Некоторые певцы предпочитают семью карьере, некоторых здоровье подводит. Но и не выдающимся, а просто хорошим певцом стать тоже неплохо. Ведь именно хорошие певцы в театрах по всему миру представляют публике оперу как жанр, знакомят с ней. Это очень важная миссия. Все знаменитыми стать не могут, да это и не нужно.
– Какой бы совет вы дали тем участникам конкурса, которые не вошли в число победителей?
– Продолжать заниматься, совершенствоваться. Возможно, они станут победителями в следующий раз. Но в Детском конкурсе Елены Образцовой нет проигравших. Во-первых, все участники, независимо от того, стали они призёрами или нет, имели возможность получить бесплатные консультации членов жюри, а это редкий шанс для ребёнка – проконсультироваться у певца с мировым именем. Во-вторых, желающие участники могли получить консультации по английскому и итальянскому языкам. В-третьих, все конкурсанты выступали на знаменитой сцене Малого зала филармонии в Петербурге, где демонстрировали свой талант гениальные и выдающиеся музыканты в течение многих и многих десятилетий. Просто стоять на такой сцене – и то счастье!
Наконец, участники общались друг с другом, слушали своих ровесников и более старших ребят, могли сравнивать их выступления со своим, что-то почерпнуть для себя, или, наоборот, не повторять каких-то ошибок.
– Можно поинтересоваться, как вы преодолеваете неудачи в жизни? Или у вас не бывает неудач?
– Бывают, как у всех. Думаю, в чём причина. Ищу причину в себе. Делаю выводы.