Новый сериал на канале «Домашний» под интригующим названием «Семейные призраки» (режиссёр Олег Кириченко, сценарист Юлия Лавряшина) активно рекламировался, волнуя женскую аудиторию, и вот в начале апреля за два вечера стахановскими темпами прогнали все 8 серий.
С первых кадров повеяло откровенной фальшью. Время – конец 60-х. Интерьеры, мебель, костюмы, стиль поведения и манера разговора, отдельные реплики совершенно не соответствуют тому времени – корявый новодел. Основное действие происходит на шикарной подмосковной даче конструктора ракетной техники и по совместительству преподавателя Бауманки Георгия Дёмина (Сергей Астахов). Усадьба Дёмина хороша, стоит в сосновом лесу и поражает воображение – до чего же шикарно жили конструкторы-преподаватели! Думаю, таких хором даже у руководителей партии и правительства не было в те годы. Дача досталась засекреченному ракетчику по наследству от папы-генерала. Такой огромный дом и участок без штата прислуги, садовников, сторожей и элементарной ограды? У заслуженных учёных, специалистов по космическим кораблям должна была быть госдача с охраной и обслугой из соответствующих органов. А тут одна вредная тётка-кухарка да шофёр по вызову, который вдруг стал с явными сексуальными намерениями приставать к жене конструктора.
Сложно предположить, что авторитарная хозяйка и фактическая глава семьи Дёминых Лидия (Нина Гогаева) делает домашнюю работу сама. Она светская дама и жуткая стерва. Мерзость её поступков по отношению к близким за гранью. Своих детей она не понимает, да и вряд ли искренне любит. Похоже, родила сына и дочь, чтобы закрепить успех выгодного замужества. Дети из категории «золотая молодёжь» совсем не интересуются бытом, они будущая элита. Не иначе невидимые гномы наводят лоск в усадьбе, интерьеры которой напоминают отель с евроремонтом и современной обстановкой.
У Лидии много скелетов в шкафах. Нежданно-негаданно появляется её брат-уголовник, который, конечно, ни в чём не виноват, пострадал за справедливость. Но Лидия давно отреклась от него, как и от своих родителей, объявив их умершими. Ей стыдно было признаться в крестьянском происхождении, входя в семью генерала. А мать живёт до сих пор в деревне. Некрасивая правда вылезает наружу. К тому же Лидия, обвиняя беременную невесту своего сына в корысти и желая непременно избавиться от неё, берёт на себя и грех клеветы. Алчная, злая, истеричная особа, порой на грани сумасшествия, вычеркнувшая мать и брата из своей жизни на 20 лет, катком проехавшаяся по чувствам сына и дочери, вызывает антипатию. Однако в конце фильма все её прощают, она как-то скомканно кается, всплакнув, тут и до хеппи-энда недалеко. Но опять вопрос: как мог Дёмин не знать истинную биографию своей жены? В таких семьях заполняли очень подробные анкеты, их тщательно проверяли соответствующие органы, перетряхивая все родственные связи. А тут домохозяйка придумала себе новую биографию и ей поверили. Зритель не верит.
Известный актёр Сергей Астахов выглядит в фильме плохо, режиссёр со сценаристом заставили Дёмина беспробудно пить все 8 серий. Он подкаблучник, хотя не упускает возможности завести роман с аспиранткой, да не простой, а дочерью своего начальника. Немолодой оплывший ловелас дурит глупую девушку почём зря. При этом на голубом глазу клянётся в любви и верности своей жене и семье. Однако в его молодости, незадолго до женитьбы на Лидии, случился серьёзный роман с девушкой из провинции. Далее – «индийское кино»: невеста сына Дёмина может оказаться его незаконной дочерью, а ребята уже ждут ребёнка. «Вот сюжет, вот правда характеров», – как говаривал полотёр-интеллектуал в гениальном исполнении Владимира Басова («Я шагаю по Москве»). И это не единственная «загогулина» сериала в таком роде. Ладно бы сыграно было талантливо, но молодые актёры совсем не убедили, они просто говорят текст, немного варьируя интонации.
В фильме много затянутых сцен, несуразных ситуаций, скучных диалогов. Многое удивляло откровенной нелепостью. Например, за три дня, проведённых на даче, герои ни разу не переоделись, то есть и спали, и ели, и по лесу бегали, и на машинах гоняли в одних и тех же нарядах. Неужели режиссёр и сценарист рассуждали так: если у героев много эмоциональных переживаний, им и переодеться некогда.
Но вишенкой на торте стал... паровоз, такой чёрный с красной звездой и клубами дыма, как будто вынырнул из 1920-х годов и бодренько мчал электричку в Москву. В конце 1960-х не паровозы, а электровозы возили подмосковные электрички. Появились они намного раньше, ещё в 1930-е годы, а в 1957 году на Рижском вагоностроительном заводе выпустили электропоезда новой серии ЭР-1, знакомые многим пассажирам по закруглённой обтекаемой кабине машиниста.
Прежде чем городить огород со сложносочинёнными мелодраматическими отношениями героев и явными провалами во времени, авторам не мешало хотя бы посмотреть фильмы тех лет. Сомнительной установки «и так сойдёт» в любой профессии быть не должно, в кино в том числе, учитывая массовость его аудитории.
Людмила Смирнова