Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 апреля 2024 г.
Литература Рецензия

Прочь из Мёртвого Города

11 апреля 2024

Виталий Аверьянов. Бесконечный спуск. — М.: Книжный мир, 2023. – 292 с. – 1000 экз.

Виталий Аверьянов известен, прежде всего, как политический философ и зампредседателя «Изборского клуба». Последние годы регулярно выходят музыкальные альбомы его глубокомысленного «герметического шансона», как сам он определяет свой песенный жанр. Теперь же мы узнаем его как писателя в жанре философского романа. В издательстве «Книжный мир» вышел роман-притча В. Аверьянова «Бесконечный спуск», возрождающий древний и популярный жанр – посмертное путешествие героя. Пожалуй, что и самый древний. Ибо что делает человека человеком, если не мысль о смерти?

Из мысли о смерти и её преодолении выросла вся цивилизация Египта. Месопотамия остановилась на тщетности попыток эфемера достичь вечности. Однако Гильгамеш хотя бы попытался получить бессмертие, а Осирис смог – пройти через смерть и воскреснуть.

Так рождался первый на земле эпос. За богами Египта и Месопотамии, за образами «Книги мёртвых» (на самом деле, конечно, «Книги выхода в свет дня») последовали Одиссей, Платон и Эней. Всем им также выпало спустится в мир теней и вынести некую новую мудрость и новые скрижали. Между Гомером, Вергилием и Платоном (история Эра, завершающая книгу «Государство») и великой поэмой Данте стоит Откровение Христа, переменившее эры человеческого бытия.

А кроме того, между этими величественными мраморными памятниками мировой классики всегда струилась река народной поэзии и фольклора – и в египетской, и в месопотамской древности, и в средние века. Менее притязательная, подвижная, на грани страшных сказок и сатиры… Были и особенно почитаемые повествования на грани апокрифов. Как, например, «Хождение Богородицы по мукам» с красочными описаниями мук грешников в аду или «Мытарства Феодоры» из «Жития преподобного Василия Нового». Древнерусская словесность, которая вся, кажется, повествует о судьбе человека в зеркале вечности, особенно дорожила этими преданиями и рассказами.

В эпоху художественного творчества над этим обширным, сумрачным миром стали возникать витиеватые своеобразные абрисы художественных фантазий: Эдгара По, Амброза Бирса, Говарда Ф. Лавкрафта, Клайва С. Льюиса, Дино Буццати, Даниила Андреева…

Чтобы держать в уме всё предшествующее и идти вслед за этими художниками, требуется отвага. У Виталия Аверьянова она есть. Он не боится ни серьёзного, ни смешного. Бьющиеся ключи народной стихии, древних заговоров, да и Псалтырь по умершему, да рядом же и лубок, а ещё ближе – памфлет. Но порою и строгость формы, и профили классиков, угадываемые за скороговоркой авторской речи. Всё это необходимо, чтобы провести главного героя, мятущегося между бюрократом, затерявшемся в вечных сумерках города-лабиринта Ликополя и Эдипом, отвечающим на вопросы сфинкса, к выходу из ада… Да, отчасти философия, отчасти сновидческие откровения, отчасти ирония, отчасти едкая в духе Свифта сатира… Полная узнаваемых, да и просто, реальных героев нашей общей действительности и истории.

Вот, например, «совесть перестройки», Александр Яковлев, обращённый в «крота истории», вечно копающего голыми руками в глинозёме могилу для гроба СССР, и каждое утро начинающего своё дело сначала. Или Борис Березовский в трупных пятнах, мучимый чесоткой, без конца разговаривающий по мобильному телефону, и время от времени вешающийся на собственноручно намыленной петле.

Есть и демоны посерьёзнее, например, Шломо Фройд, подлинный проводник в мир Ликополя: «Распутывание клубка подсознания, вскрытие последних корней человеческой уязвлённости. Он, этот великий мудрец, готовил людей к тёмным мирам. Он был величайшим целителем от той взрывчатки, что заложил в нашу психику Враг. Он обезвреживал закладки Врага, в том числе, главную его ловушку... так называемую... «совесть»»… Он обитает теперь «в самых тёмных мирах, там, где обретаются оракулы, гении Великой деструкции»…

Но в этом модерновом аду, как и у классиков, есть и жизнь, и смерть, и выбор, и отчаяние, и надежда – то, что актуально всегда, везде и, рано или поздно, для каждого.

Более же всего стиль автора напомнил мне прозу Дино Буццати, в которой также есть место и сказке, и притче, и аллегории, и философскому эссе. И всё это может быть подано сразу: и в стиле газетной заметки, и – откровения. Прозу Буццати называли современным эпосом, в котором магическое «бюрократизируется», а обыденное околдовывается. То же можно сказать и об Аверьянове. «Смерть, – заметил однажды Буццати, – самое важное событие жизни». Та же мысль пронизывает и этот роман, главный герой которого – типичный средней руки чиновник, привыкший «в земной жизни идти напролом», очерствевший сердцем, но в глубоких колодцах его сохранивший капли милосердия… И порывы благородства и веры в высшее порой стучат ему в душу…

Эти моменты и становятся теми искрами, которые даже в аду способны разгореться в надежду: «Комаров наедине с собой перестал быть одиноким, в нём закипала его собственная тайна. В его сердце воскресали детство и юность…». Очевидна, конечно, здесь перекличка с Достоевским: «Знайте же, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома… Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь…».

И, наконец: «Никому не дано знать, где ад и где рай, пока его путь не закончен. Ведь ад и вечные муки начинаются в человеке ещё при жизни…»; «Твой настоящий проводник сокрыт в тебе самом... Выход есть, но чтобы выйти, надо перемениться самому»… Это ведь и есть нить Ариадны из лабиринтов Ликополя, границы нашего мира с которым становятся всё призрачней, не правда ли? Но о географии Мёртвого города говорить здесь не будем. Пусть каждый сам обозрит его и изучит.

В заключение же озвучу вопрос, который задал себе, закрывая роман Аверьянова: не настало ли, наконец, время преодолевать постмодерн? И в литературе, и в жизни? Этот роман – явно одна из таких, пока очень редких ещё, попыток.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Владимир Можегов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS