С экранизациями всегда возникают сложности. Далеко не каждое произведение пера можно перевести на язык кино. С видеоиграми всё обстоит ещё сложнее: динамика в них выше, в редких случаях игровой процесс дополняет сюжетную составляющую (обычно всё наоборот), а сама связь с персонажем, которым ты управляешь, для игрока в разы крепче той связи, что есть между зрителями и героем на экране. Сколько ни пытались голливудские корпорации и стриминговые сервисы вывести формулу успеха экранизации игры, никак у них это не получалось. До последнего времени.
«Одни из нас» появились почти десять лет назад, и почти с самого выхода началось обсуждение потенциальной киноадаптации. Во-первых, игра популярна, а значит, можно прилично подзаработать за счёт уже имеющегося бренда. Во-вторых, на концептуальном уровне сюжет в «Одних из нас» абсолютно киношный, чем и привлёк студийных продюсеров. История в The last of us – это, что называется, роуд-муви со всеми вытекающими из этого клише: двое непохожих друг на друга персонажей путешествуют из пункта А в пункт Б, превозмогая препятствия, встречающиеся по пути, и понимая, что в них куда больше общего, чем они думали. Фильмов с подобной структурой (и даже с похожей завязкой) уйма, а значит, «Одни из нас» на малые экраны-то уж точно несложно перенести.
Да, сюжет в «Одних из нас» – что в игре, что в сериале – до жути прост: контрабандист Джоэл, потерявший дочь много лет тому назад, в самом начале пандемии кордицепса, соглашается отвезти девочку с иммунитетом от погубившей человечество болезни к тем, кто хочет изготовить вакцину. Тут и лейтмотив избранности, и квазисемейные отношения, и перерастание взаимной неприязни в заботу друг о друге – в общем, многое угадывается даже после прочтения синопсиса. Запали «Одни из нас» в душу не из-за простоты истории, а из-за хорошо прописанных героев с динамично меняющимися характером и ценностными ориентирами. Все эти положительные стороны перекочевали и в экранизацию от HBO.
С одной стороны, сериал всё же отличается от оригинала, несмотря на то что сюжетно следует за ним по пятам, редко отклоняясь от курса. В сериале очень мало экшен-сцен, особенно тех, что были бы сравнимы по масштабу с игровыми, но зато куда больше драматизма. С другой же стороны, там, где адаптация отклонялась от прямого повторения первоисточника и вводила новые переменные, получалось слабовато. Такие фрагменты даже незнакомым с оригиналом зрителям покажутся выпадающими из общей фабулы. На самом деле сериал вышел совсем не идеальным, но есть в нём то, что, бесспорно, цепляет. Актёрский дуэт Педро Паскаля и Беллы Рамзи, пусть и внешне непохожих на свои игровые прототипы, – это, на мой взгляд, идеальное кастинговое решение. Оба актёра с игрой не были знакомы, и продюсеры, что известно со слов самих исполнителей ролей, запретили им во время съёмок играть в неё, дабы они не старались копировать Джоэла и Элли из оригинала. И персонажи эти у них получились, как по мне, более живыми. Потому высокие оценки критиков сериалу «Одни из нас» – это в большей степени их заслуга.
Стоит также предупредить, что создатели сериала выкрутили «мультикультурализм» и «толерантность» на полную катушку, многократно обойдя в этом аспекте создателей объекта адаптации. Видимо, стриминговый сервис HBO без подобного не может. Не сказать, чтобы это сильно портило общее впечатление, но от некоторых эпизодов осадочек остаётся, особенно когда понимаешь, что в игре такого не было.
Резюмируя всё вышесказанное, «Одни из нас» – не идеальный продукт, но положительных сторон у него предостаточно. Многие сходятся во мнении, что наконец удалось разрушить проклятие экранизации видеоигр. Считаю, что The last of us – просто идеальный продукт для адаптации, особенно в сериальном формате, но само проклятие перенесения игровых продуктов на экраны существует по объективным причинам. А вот «Одним из нас», несмотря на популярный бренд, удалось приобрести некоторые черты автономности, из-за чего воспринимать шоу можно и в качестве отдельного продукта, а смотреть его могут и незнакомые со всем вышеописанным зрители.