Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июня 2024 г.
  4. № 21 (6935) (29.05.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Пропуск в завтрашний мир

01 июня 2024

Алексей Хазанский. В лабиринтах Истины. – СПб.: Четыре, 2024. – 136 с.

Сборник стихотворений – пожалуй, самый некоммерческий вид литературы, но, как ни парадоксально прозвучит, в этом его плюс. Нынешних поэтов только закаляет новый гнёт – рыночный. Чтобы читатель, отложив в сторону очередное «криминальное чтиво», потянулся за томиком стихов, нужна та привлекательность, за которой – тяжёлый ежедневный труд. «Изводишь единого слова ради / Тысячи тонн словесной руды». Помните? А ещё нужна смелость.

Первый и самый главный вопрос читателя – о чём эта книга? Эта книга – дневник. Вернее, его часть, с 12 октября 2021-го по 5 декабря 2023-го. А что такое дневник, как не описание судьбы?

Не жалей убегающих в вечность

                                           мгновений.

Каждый миг – это пропуск

                      в мир завтрашний твой.

Радость взлётов и боль

                        неизбежных падений –

Тот единственный путь,

                     что зовётся судьбой.

                                             («Судьба»)


Перед нами два года, выплеснутых на бумагу.

От первой до последней строчки – это книга-путешествие. Точнее – поиск пути. Если звезда – то путеводная (или призрачная звезда возрождения?), если путь – то путь домой, который и радостно тяжёл, и мучительно лёгок.

Мальчишка до сих пор во мне живёт,

Но с ним всегда светлы мои дороги.

                                                     («Я верю»)


Некоторое бытописание, истории из жизни только добавляют стихам реалистичности, сближают автора с читателем, вызывают сопереживание: «В каждой строчке стихов – дней реальных картины».

Авторский способ мироподачи позволяет нам сравнить чувства, мысли, ощущения, эмоции – наши и самого автора.

Читатель для поэта – собеседник, «случайный отчаянно друг». Они в едином культурном поле, на одной волне. Это ощущение автор создаёт ещё и аллюзионно, то и дело вызывая «всплывание» цитат, не напрямую – исподволь, ведь, например, Звезда поэта – вовсе не незнакомая и не «светит, словно памятник надежде». Или сравните:

Стихи не пишутся – они

Являются как будто свыше.


И знаменитые строки Вознесенского: 

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.


Здесь автор и спорит с известным поэтом, и вторит ему.

И вот тут возникает второй вопрос – чем привлекательны стихи из сборника с точки зрения формы?

Отметим присущие автору оправданно-классическую точность рифм, ритм и тягуче-льющуюся плавность строк:

Обречённость повсюду опавшей листвою,

Расставание с прошлым

                             всегда тяжкий крест.

Нагота у деревьев – прощанье с покоем

И грядущей зиме

                  молчаливый протест.

                                      («В преддверии стужи»)


Но полно поверять алгеброй гармонию. Остался третий вопрос – благодаря чему? Ответ самый простой.

…Ты хмуришься с утра печалью, Небо.

А я же вижу лишь Любовь Твою.

Чуть-чуть надежды и терпенья мне бы,

Чтобы когда-нибудь сказать: «Люблю».

                                                             («Небо»)


Я верю! Остальное всё – неважно!

                                               («Я верю»)


Веры, надежды и любви полны стихи Алексея Хазанского.

Вот и последнее четверостишие финального стихотворения, давшего название всему сборнику, лишь подтверждает-утверждает это:

Лишь одно его спасало – вера:

В лабиринтах он найдёт ответы,

Истина откроет Дома двери,

Вымостив стихами путь поэта.

                           («В лабиринтах Истины»)


Эти стихи – про всех про нас, мы сами – лирические герои прочитанных строк. 

Юрий Иванов

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS