Алексей Хазанский. В лабиринтах Истины. – СПб.: Четыре, 2024. – 136 с.
Сборник стихотворений – пожалуй, самый некоммерческий вид литературы, но, как ни парадоксально прозвучит, в этом его плюс. Нынешних поэтов только закаляет новый гнёт – рыночный. Чтобы читатель, отложив в сторону очередное «криминальное чтиво», потянулся за томиком стихов, нужна та привлекательность, за которой – тяжёлый ежедневный труд. «Изводишь единого слова ради / Тысячи тонн словесной руды». Помните? А ещё нужна смелость.
Первый и самый главный вопрос читателя – о чём эта книга? Эта книга – дневник. Вернее, его часть, с 12 октября 2021-го по 5 декабря 2023-го. А что такое дневник, как не описание судьбы?
Не жалей убегающих в вечность
мгновений.
Каждый миг – это пропуск
в мир завтрашний твой.
Радость взлётов и боль
неизбежных падений –
Тот единственный путь,
что зовётся судьбой.
(«Судьба»)
Перед нами два года, выплеснутых на бумагу.
От первой до последней строчки – это книга-путешествие. Точнее – поиск пути. Если звезда – то путеводная (или призрачная звезда возрождения?), если путь – то путь домой, который и радостно тяжёл, и мучительно лёгок.
Мальчишка до сих пор во мне живёт,
Но с ним всегда светлы мои дороги.
(«Я верю»)
Некоторое бытописание, истории из жизни только добавляют стихам реалистичности, сближают автора с читателем, вызывают сопереживание: «В каждой строчке стихов – дней реальных картины».
Авторский способ мироподачи позволяет нам сравнить чувства, мысли, ощущения, эмоции – наши и самого автора.
Читатель для поэта – собеседник, «случайный отчаянно друг». Они в едином культурном поле, на одной волне. Это ощущение автор создаёт ещё и аллюзионно, то и дело вызывая «всплывание» цитат, не напрямую – исподволь, ведь, например, Звезда поэта – вовсе не незнакомая и не «светит, словно памятник надежде». Или сравните:
Стихи не пишутся – они
Являются как будто свыше.
И знаменитые строки Вознесенского:
Стихи не пишутся – случаются,
Как чувства или же закат.
Здесь автор и спорит с известным поэтом, и вторит ему.
И вот тут возникает второй вопрос – чем привлекательны стихи из сборника с точки зрения формы?
Отметим присущие автору оправданно-классическую точность рифм, ритм и тягуче-льющуюся плавность строк:
Обречённость повсюду опавшей листвою,
Расставание с прошлым
всегда тяжкий крест.
Нагота у деревьев – прощанье с покоем
И грядущей зиме
молчаливый протест.
(«В преддверии стужи»)
Но полно поверять алгеброй гармонию. Остался третий вопрос – благодаря чему? Ответ самый простой.
…Ты хмуришься с утра печалью, Небо.
А я же вижу лишь Любовь Твою.
Чуть-чуть надежды и терпенья мне бы,
Чтобы когда-нибудь сказать: «Люблю».
(«Небо»)
Я верю! Остальное всё – неважно!
(«Я верю»)
Веры, надежды и любви полны стихи Алексея Хазанского.
Вот и последнее четверостишие финального стихотворения, давшего название всему сборнику, лишь подтверждает-утверждает это:
Лишь одно его спасало – вера:
В лабиринтах он найдёт ответы,
Истина откроет Дома двери,
Вымостив стихами путь поэта.
(«В лабиринтах Истины»)
Эти стихи – про всех про нас, мы сами – лирические герои прочитанных строк.
Юрий Иванов