Александр Орлов. Ожившее солнце. – Воронеж: Воронежская областная типография, 2022. – 144 с.
С момента государственной катастрофы, которую многие восприняли как отмашку к безответственной свободе всего и вся, как отмену нравственных критериев, прошло немногим более тридцати лет. В заказных представлениях, которыми ежедневно потчует нас медийное пространство, принято кричать громко и одновременно. В результате ни слов не разобрать, ни смысла не уловить. Что-то подобное происходит сегодня и в поэзии: стихотворцев, желающих перекричать друг друга и хоть чем-то выделиться на общем фоне, – много. А голосов, к которым стоит прислушаться, – единицы. И Александр Орлов обладает именно таким голосом вкупе с безошибочным поэтическим слухом.
Он уже успел завоевать популярность и признание читателей. Несколько его предыдущих поэтических книг, публикации в периодике вызвали множество добрых откликов в России и за границей, были отмечены значимыми литературными премиями. Подкупает открытость и искренность этой поэзии, наличие ясной и прочной гражданской позиции, что для нашего времени уже редкость. Орлов сразу заявил о себе как поэт чуткий к истории, если понимать под этим не свод памятных дат и биографий выдающихся личностей, а сам дух бытования народа во времени и пространстве.
Выли меж круч ветра,
Прошлого слышу зов,
Это в золе костра
Сень родовых крестов.
Род, родовая генетическая память – для поэта не пустые слова. Это основа и принцип его поэтического зрения, позволяющего находить нравственную опору в минувшем, чтобы трезво осмысливать в том числе и рукотворный хаос современного мира. Осмысливать, опираясь на драгоценный опыт предков, мужеством, трудом и терпением преодолевавших не только великих завоевателей, но и великие наши пространства.
Тут впору вспомнить и Пушкина, писавшего: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии».
Будем откровенны, трудно в полной мере соотнести это высказывание с поэзией современной, где зачастую преобладают сиюминутность и инфантилизм, либо «откровения» и «новые взгляды» неофитов. Тем дороже поэтический опыт вдумчивого, заинтересованного и талантливого погружения в прошлое, поиск истоков и составляющих основы русского национального характера.
Один из этих истоков, несомненно, наша природа: суровая и нежная, обладающая той удивительной красотой, которая не каждому поверхностному взгляду открыта. Тайны её волновали и всегда будут волновать человека. Недаром ведь народ одухотворял стихии воды и ветра, населял мифическими существами лес и поле, собственное жилище и хозяйственные постройки. Природа становилась как бы соразмерной человеку со своими циклами рождения и смерти, роста и увядания. Для кого-то это лишь глубокая древность, экзотика, но Александр Орлов сумел «языческий дух колдовской» перенести в современные реалии, осмыслить по-новому: свежо и дерзко. Органично вошли в его стихи полевик, ржица, падёра, щур, полудница, лесовик…
Под клеверным холмом
еловый ветер сник,
И полегли дожди,
и тьмы приятен запах,
И кажется: весь мир у сна
в еловых лапах,
И бродит у стогов
рогатый полевик.
В то же время это взгляд человека, которому «виден в небе беспилотник», иные приметы нынешнего времени. Дело всё в том, что время для поэта – не отвлечённая категория: оно насыщено событиями, деяниями и творчеством предков и современников. Воистину: здесь все живы и ничто не подлежит забвению, потому что:
Но силы обретая в храме,
В объятьях многоликих свеч,
Мир предстаёт широкоплеч,
И слышно, как над всеми нами
Царит Желающий сберечь.
Александр Орлов как поэт растёт от книги к книге. Растёт духовно, оставаясь неизменным в главном: в сострадании и любви к родной земле, людям, на ней живущим. Оттого все его стихи, будь то философская, гражданская, пейзажная или любовная лирика, всегда предельно искренни, волнуют душу и сердце удивительной способностью проникать в глубь вещей и событий, соединять сегодняшний день с вечностью.
Виктор Кирюшин