Премьера уникального проекта композиторов Андрея и Ольги Петровых по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поставленного Государственным музыкальным театром для детей и юношества «На Басманной», прошла с успехом.
Это редкое, ни разу не исполнявшееся в Москве, совместное произведение отца и дочери – двух талантливых людей, каждый из которых шёл своей творческой дорогой. Блистательно работая в разных музыкальных жанрах – от симфоний до балетов и опер, Андрей Павлович Петров сумел стать всенародно любимым композитором благодаря своей волшебной музыке к легендарным фильмам «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Осенний марафон» и т.д. Ольга, унаследовав от отца редкостный мелодический дар и удивительное чувство формы, свободное владение оркестром и мастерское умение развивать музыкальные темы, уже с первых собственных сочинений проявила себя как интересный композитор со своим почерком, неповторимой интонацией и иными музыкальными пристрастиями. Известность молодому композитору Ольге Петровой принесла яркая музыка для детей – опера «Винни-Пух», балет «Гадкий утёнок» и др.
– Так уж получилось, что и в юности, и в зрелости моя музыка абсолютно не похожа на музыку моего отца, – рассказывает Ольга Андреевна, – и трудно было представить, что мы могли бы сочинять что-то вместе. Но оказалось, что мы можем сойтись с ним в совместной работе над сочинениями, где есть какой-то сюжет или требуется музыкальная стилизация, как это и произошло при создании музыки к «Капитанской дочке».
Я подключилась к работе над этим мюзиклом не на начальном этапе, – продолжает Ольга Петрова. – Идея проекта принадлежала одному американскому театральному центру, который пригласил к сотрудничеству папу, озадачив его выбором темы. Папа решил, что лучший сюжет для совместного российско-американского проекта – «Капитанская дочка», и началась кропотливая и непривычно длительная для российского композитора работа. У нас как? Если театр заказал – всё делается быстро: пишется музыка, репетируется спектакль, играется премьера. А в Америке получилось иначе. Там написали один номер, исполнили его в каком-то студийном варианте, посмотрели, подумали, что-то переделали. Взялись за другой. Что-то вроде такой лабораторной работы, которая длилась, кажется, года два или три. И надо было всё время ездить в США и обратно. И в какой-то момент папе это надоело, и он спросил: «А можно я подключу дочку?» А у нас с ним к тому времени уже был опыт совместного написания музыки к сериалу «Петербургские тайны», так что он, наверное, был уверен, что я его не подведу. И вот тогда уже в работу активно включилась я, причём с большим удовольствием.
На вопрос, не страшно ли ей было сочинять музыку к «Капитанской дочке», оказавшись, по сути, «с Пушкиным на дружеской ноге», Ольга Андреевна сказала, что она всегда думала, что вряд ли решится когда-нибудь писать что бы то ни было по произведениям Пушкина. Но в работе над «Капитанской дочкой» этот психологический барьер ей удалось преодолеть благодаря тому, что музыка создавалась не на первоисточник, а на английский текст, написанный американскими либреттистами, так что это был опосредованный Пушкин.
Премьера того, американского спектакля «Капитанская дочка» – с живым оркестром, красочными декорациями и костюмами – состоялась в 2004 году в Бостонской консерватории. А потом, спустя некоторое время, счастливый шанс услышать «Капитанскую дочку» Андрея и Ольги Петровых появился у зрителей Санкт-Петербурга – петербургский театр «Рок-опера» сделал свою, русскоязычную версию (автор – Альбина Шульгина), превратив мюзикл в рок-оперу. И наконец, теперь это оригинальное произведение украсит театральную афишу столицы.
Музыкальный театр «На Басманной» под руководством Жанны Тертерян тоже решил, что рок-опера по «Капитанской дочке» будет звучать сегодня более актуально, чем мюзикл, и предложил вниманию московских зрителей свой вариант. В нём немало новаций – от изменённого авторского порядка номеров до аранжировок, сделанных Юрием Алябовым. Новая постановка потребовала от создателей спектакля и новой пластики. Хореографом-постановщиком рок-оперы стал Александр Петражицкий.
– Мы почти полгода жили этим спектаклем, он захватил нас сразу, как только мы приступили к работе над ним, – говорит режиссёр-постановщик «Капитанской дочки», заслуженная артистка России Жанна Тертерян. – Талантливая музыка не может не нравиться. Она написана с душой, в ней есть всё – любовь и предательство, честь и низость, благородство и бунтарство. До того, как я послушала музыку «Капитанской дочки», не думала, что Пушкина можно так воплотить в музыке.
В новом спектакле театра «На Басманной» много чувств, много любви. Вечные темы «Капитанской дочки» волнуют сегодня не меньше, чем во времена Пушкина. А то, что литературные герои заговорили на музыкальном языке, даёт возможность взглянуть на знакомое всем с детства произведение с неожиданного ракурса. И все создатели рок-оперы «Капитанская дочка» очень надеются, что московский зритель разделит любовь к этому произведению вместе с ними.