Наша газета на протяжении уже многих лет писала о необходимости заполнить пустое место, образовавшееся в центре столицы на Лубянской площади после сноса памятника Дзержинскому.
Вот что говорилось в статье «Пустое место» («ЛГ», № 38, 2002):
«Как могло случиться, что, придя к власти уже более десяти лет назад, наши либералы не смогли решить даже такой простой вопрос, как замена одного памятника на другой? Почему среди них, убеждённых в своём профессиональном и творческом превосходстве, не нашлось никого, кто бы озаботился мыслью заполнить открывшееся пространство Лубянки творением, утверждающим новые идеи и идеалы?.. Очевидно, тут много причин.
И среди них удивительное для образованных людей непонимание принципов существования государства, общества, которым нужны единые символы, герои, традиции, мифы... Новая элита проклинала и топтала советскую идеологию, будучи не способна создать ничего взамен. Она создала идеологическую пустоту…»
Но есть люди, воспринимающие страну и её историю иначе. Ещё в 1992 году группа инициативных граждан предложила возвести на пустующей площади в центре Москвы памятник Святому Равноапостольному великому князю Владимиру. Памятник человеку, крестившему Русь. Столь приемлемую политически и в то же время мощную идеологически фигуру в нашей истории вряд ли найдёшь.
Слово одному из соавторов проекта, историку и социологу Алексею Новоточинову: «Крещение Руси стало мощнейшим действием по консолидации отдельных территорий, погрязших в междоусобицах.
В такое время и появляется князь Владимир, которому даются силы, мудрость и решимость на очень сложное и благое дело – крестить и уберечь Русь.
Суть его – покоритесь культуре мира и созидания, а не войнам и разрушению.
Тем самым князь Владимир более тысячи лет назад заложил основы нынешней веры, государственности и соборности, которые позволили развиваться Руси, а после и России. Поэтому прискорбно, что о личности равноапостольного князя, при котором совершилось то, что до сих пор определяет множественные векторы развития нашей страны, никто толком не вспоминает».
Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме за все годы, прошедшие после сноса памятника Дзержинскому, не сочла возможным утвердить ни один из проектов застройки Лубянской площади.
Придирчивость и щепетильность в данном вопросе можно только приветствовать, однако и нельзя тянуть столько времени… Как бы не обернулось всё появлением очередного торгово-развлекательного центра…