Провинция до сих пор по инерции недолюбливает Москву. Похоже, это неискоренимое чувство, хотя завидовать столице сейчас вроде бы нечему – прилавки России везде одинаково щедры. За колбасой да сапожками в очередях умирать не приходится. Провинциалы называли Москву «большой деревней», но всегда стремились её покорить. Сейчас это сравнение уже не годится: Москва вполне европейский мегаполис.
Социологи, демографы, москвоведы развеивают ещё один миф, утверждая, что Москва перестала быть русским городом. А была ли Первопрестольная таковым? Вспомним историю. В основании Москвы вместе со славянами принимали участие финно-угорские и тюрские племена. (Школьные учебники по москвоведению об этом стыдливо умалчивают.) После «великой смуты» в Золотой Орде ордынцы спасались в Москве, пополнили московское войско, наплодили детей.
В XIV веке москвичами стали немцы, итальянцы, греки… Два века спустя Златоглавую заполонили татары, чуваши, мордва, удмурты, марийцы, ногайцы, черкесы, башкиры. Появились Английский, Гишпанский, Персидский, Литовский, Армянский дворы. Пётр I своё первое впечатление о Европе получил в московской Немецкой слободе.
Символ русской Москвы храм Василия Блаженного сделан армянскими мастерами. Он исполнен в чисто восточном стиле, тогда очень модном.
Ярославский вокзал спроектирован Фёдором Осиповичем (так его называли коллеги, а на самом деле Францем Альбертом) Шехтелем. Талантливейшим немцем Поволжья. В Москве сохранились ещё 25 его зданий.
Басманный переулок от татарского «басман» – казённый хлеб. Роскошная гостиница «Балчуг» стоит на месте вечной хляби, потому и названа так: «Балчуг» в переводе «грязь», «болото». «Крылатское» от татарского «крыла ат», что значит «гибнут кони», здесь были овраги, которые не мог преодолеть враг, штурмующий крепость. Кони ломали себе хребты и ноги.
В Москве проживают представители 150 национальностей. По явно устаревшим данным переписи 1989 года – это не менее 10% нерусского населения, то есть более миллиона человек.
Кем прирастает столица? И кого в ней становится меньше? Доля русских в общей численности населения остаётся стабильной, а нерусское население растёт. За 100 последних лет оно выросло на 66%. После переписи 1897 года численность русских (или тех, кто себя считает русскими) возросла в 8,8 раза, а нерусских – в 18 раз. Из десяти наиболее крупных этносов Москвы имеют устойчивую тенденцию к уменьшению только евреи. (За десять последних лет их стало меньше почти на 50 000.)
По сравнению с 1970, 1979 и 1989 годами уменьшилось число украинцев и белорусов.
На тысячу с небольшим стало меньше башкир и латышей. Почти на две тысячи – корейцев. Аварцев за десятилетку стало меньше на 800 человек.
Всех остальных в Первопрестольной стало заметно больше.
Специалисты Центра межнационального образования и международных проектов МИПКРО считают, что количество народов, представленных в составе населения Москвы, будет увеличиваться с каждым годом. Для этого есть все основания.
Назову народности, появившиеся в составе населения Москвы за десять лет, чья численность перевалила за 1000 человек: греки, марийцы, лезгины, чеченцы, таты, абхазы, арабы, карелы, испанцы, вьетнамцы.
Говоря спортивным языком, народы Кавказа «побеждают в командном зачёте». Их показатель прироста в населении Москвы мы суммировали.
В «индивидуальном зачёте» вне конкуренции – татары: плюс 25 996! Неслучайно Сабантуй причислен к московским общегородским праздникам.
Взаимопроникновение татарской и русской культур огромно. Оно известно, исторически оправданно, объяснимо.
Московская армия была организована по татарскому образцу «ертоул».
Земский собор в Москве появился накануне падения Казанского ханства – его состав очень походил на татарский курултай. Московское правительство от татар унаследовало систему «податного обложения и сошного письма».
Перепись населения русские заимствовали у татар.
У татар русские переняли обычай «бить челом», устраивать смотрины при выборе невесты, осыпать молодых монетами…
А слова, без которых невозможно было торговать: алтын, аршин, амбар, базар, бакалея, барыш, деньга, караван, лабаз, майдан, маклак (посредник), магарыч… Украшения, элементы одежды, товары: башлык, бешмет, кисет, кошель, кушак, атлас, бязь, кайма, кумач, алмаз, басма, бирюза, жемчуг…
Я не перечислил и десятой доли слов, подаренных татарами русскому языку.
Идёт процесс известной исламизации Москвы. Десятилетия ислам в Златоглавой исповедывали (за редчайшим исключением) только татары. Причём как бы «наши татары», то есть выходцы из России, веками прожившие с русскими бок о бок, имеющие опыт общения с православными.
Эксперты предполагают, что реально в Москве сейчас проживает не менее 800 000 мусульман. Их доля в населении столицы России будет неуклонно расти.
Словом, так называемая этническая структура Москвы усложняется с каждым годом. Прав известный философ, политолог, писатель Зиновьев, предрекавший Москве стать в XXI веке «нерусским городом». Но «предсказание» его в известной степени наивно: Москва никогда не была чисто русским городом и уж тем более сейчас, когда стала одним из крупнейших мегаполисов мира, всегда была мощным «котлом ассимиляции», пропитывавшим всех приезжих русской культурой. Русским духом.
«Москве, возможно, предстоит стать центром той цивилизации, которая свяжет Запад и Восток», – считает коллега Зиновьева, доктор философских наук, профессор Э.А. Баграмов.
Возможно… Миссия, что и говорить, благороднейшая. Будем надеяться, что у Москвы это получится.