Монографическая выставка известного русского живописца И.К. Макарова к 190-летию художника и 200-летию Н.Н. Пушкиной-Ланской (урождённой Гончаровой). В выставочном проекте участвуют 14 музеев России и частные коллекционеры.
Выставка, подготовленная Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с Мордовским республиканским музеем имени С.Д. Эрьзи (г. Саранск) и при участии московских, петербургских и региональных музеев, объединила портретные работы известного художника, рисовальщика, автора монументальных росписей на религиозные темы, педагога Ивана Кузьмича Макарова (1822–1897).
Принадлежа к плеяде мастеров русской академической живописи второй половины XIX века, И.К. Макаров ещё при жизни имел многочисленных почитателей. Многие современники считали его достойным продолжателем традиций Карла Брюллова, в том числе в области портретного искусства.
Объединение на выставке двух имён – Ивана Кузьмича Макарова и Натальи Николаевны Пушкиной – неслучайно. Их знакомство произошло в послепушкинскую эпоху, в 1849 году, когда Наталья Николаевна была уже замужем за генералом П.П. Ланским, а Макаров учился в Петербургской академии художеств, в классе профессора исторической живописи А.Т. Маркова. У начинающего художника сложились дружеские отношения с семьёй Ланских, особенно с Натальей Николаевной, в которой он увидел женщину удивительной красоты и обаяния. Работая в ту пору над портретами её дочерей – Марии и Натальи Пушкиных, Макаров предложил написать и её портрет, о чём Наталья Николаевна сообщала в письме к мужу от 5 июля 1849 года: «Он сказал: послушайте, сударыня, мне так симпатичен Ваш муж, я так его люблю, что буду счастлив доставить ему удовольствие. Позвольте мне заняться вашим портретом – я схватил характер Вашего лица, и Вашу голову мне легко будет изобразить на полотне… Три дня подряд я позировала… и мой портрет был окончен удивительно быстро...»
Сегодня этот знаменитый, первый макаровский портрет Натальи Николаевны, вдохновлённый, возможно, пушкинским стихотворением «Мадонна» и созвучный рисунку поэта на рукописи «Медного всадника», хранится в Москве в Государственном музее А.С. Пушкина. Его всегда можно увидеть в экспозиции Мемориальной квартиры А.С. Пушкина, в тех самых комнатах, где молодожёны Пушкины провели свои первые счастливые месяцы семейной жизни (на время выставки оригинальный портрет временно перемещён на Пречистенку).
В коллекции музея хранится ещё один замечательный макаровский портрет Натальи Николаевны, посмертный, который мы представляем читателям «ЛГ». Предположительно он был выполнен Макаровым после 1863 года, по редкому фотопортрету работы Г.И. Деньера рубежа 1850–1860 годов. Эта фотография была заказана для альбома «Фотографии членов дома Романовых, свиты и придворных», хранящегося ныне в Государственном Эрмитаже. Именно об этом портрете Натальи Николаевны вспоминала её внучка Е.Н. Бибикова: «Она всегда была грустная, одетая в чёрные с белыми воротничками и манжетами платья и кружевной косынкой на голове, как она изображена на своём портрете кисти Макарова». Аскетичный этот наряд был характерен для Натальи Николаевны в последние годы жизни. По воспоминаниям, после смерти отца, Николая Афанасьевича Гончарова, в 1861 году Наталья «и по окончании траура сохранила привычку ходить в чёрном, давно отбросив всякие претензии на молодость».
Интересна история его появления в музее. Он был найден в одном из московских художественных салонов под табличкой «Н.х. Портрет неизвестной дамы в чёрном. 2-я пол. XIX в.». Можно представить эмоции сотрудников Музея А.С. Пушкина, почти сразу узнавших знакомый образ Натальи Николаевны…
В собрании Государственного музея А.С. Пушкина находится также портрет старшей внучки поэта Натальи Дубельт – дочери Натальи Александровны Пушкиной и Михаила Леонтьевича Дубельта.
Портрет одной из дочерей Пушкина – Марии, написанный Макаровым в 1849 году по заказу Натальи Николаевны, предоставил на выставку в Москве Всероссийский музей А.С. Пушкина (СПб.). А Музей Л.Н. Толстого обогатил экспозицию её более поздним макаровским изображением, 1860-х годов, где она уже Мария Александровна Гартунг. Именно такой впервые увидел дочь поэта Л.Н. Толстой и запечатлел её черты в облике своей героини Анны Карениной.
Кисти И.К. Макарова принадлежала целая галерея семейных портретов Пушкиных-Ланских-Араповых. Их воспроизведения (на выставке не представилось возможности продемонстрировать все оригиналы) дополняют иконографический рассказ о взаимоотношениях художника с этой семьёй.
В целом художественное наследие Ивана Кузьмича Макарова насчитывает более 200 живописных и графических портретов. На выставке в Государственном музее А.С. Пушкина представлено более 40 живописных портретов современников художника. Среди них А.А. Андро, урождённая Оленина, – дочь президента Академии художеств и адресат пушкинских стихотворений; сестра Ф.И. Тютчева Дарья Ивановна и его дочь Екатерина Фёдоровна. Особого внимания заслуживают шесть портретов детей графа Сергея Дмитриевича Шереметева и Екатерины Павловны Шереметевой, урождённой княжны Вяземской, внучки князя П.А. Вяземского, поэта и литературного критика, друга Пушкина. Ведущее место на выставке отведено женским и детским камерным портретам, которые художник писал охотнее всего.
В 1842 году Академия художеств удостоила И.К. Макарова звания «неклассного художника», а в 1855 году, после занятий в академии вольноприходящим учеником и пансионерского посещения Италии, Франции и Германии, – звания академика. Важным событием творческой жизни Макарова стало участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Более чем за 100 лет, прошедших со дня смерти художника, были проведены лишь две монографические выставки: в 1927 году – в Ленинграде и в 1972 году – в Саранске. Настоящая выставка в Государственном музее А.С. Пушкина, отмечающем в эти дни 55-летие, продолжила традицию. Она не только помогает составить более целостное представление о творчестве замечательного русского художника-портретиста, но и рассказывает о том новом, что было сделано в изучении и атрибуции его работ.