Дмитрий Лушин
Евгения Климова. Вера Холодная. Осколки мифов.
– М.: Молодая гвардия, 2025. – 303 с. – 1500 экз.
В писательской среде есть полушуточное утверждение, что биография – один из самых неправдоподобных жанров литературы. Объяснение простое и логичное: множество исторически возникших фактов, мифов и стереотипов всегда накладывается на личное видение и понимание автора.
Название в данном случае подобрано идеально. Евгении Климовой действительно пришлось на страницах своей монографии периодически разносить вдребезги сложившиеся за многие десятилетия мифы, кривотолки и стереотипы о жизни и смерти главной звезды русского немого кино Веры Васильевны Холодной.
Уникальность авторских метода и подхода к жизнеописанию актрисы заключается в самом простом и логичном – периодическом подведении итогов борьбы правды с ложью (намеренной или непроизвольной) посредством кратких конспективных эпилогов почти после каждой главы. Вы почувствуете истинное уважение к себе как к читателю.
Главная причина прочитать эту книгу состоит в том, что, как и у любого талантливого произведения, спектр освещённых в нём тем гораздо шире того, что мы видим в заглавии. Это рассказ и про человека, и про эпоху в равной степени.
Людям всегда интересно читать про яркие и трагически короткие жизни знаменитых людей, оставивших в душах современников и последующих поколений неизгладимый след, к которым, безусловно, относится и Вера Холодная. Но история её жизни – это также история нашей с вами страны в один из самых трагических её периодов. Первая мировая война, Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война, чуть ли не ежедневно меняющаяся власть в Одессе того времени – всё это так или иначе оставило глубокий след на жизни Веры Холодной и её семьи.
Перелом в человеческом сознании, перестановка жизни самого большого в мире государства на новые рельсы, одновременно с этим рождение и первые шаги русского кино, естественно возникшая и всё нарастающая конкуренция между кинопроизводственными компаниями, а параллельно вовсю бурлит эстрадно-кабацкая жизнь при возрастающей популярности Александра Вертинского – вот чему автор с глубиной и вдумчивостью посвящает целые отдельные главы, отходя от основной темы. Вернее, не отходя, а вплетая обширные исторические вставки в общую канву повествования.
При этом с чем принципиально нет никакой возможности согласиться, так это с неоднократно повторенным утверждением, что у Холодной как у актрисы не было сколь бы то значимых актёрских талантов. Вся художественная ценность Холодной, по версии Климовой, состояла в сформировавшемся вследствие тяжёлого детства и юности грустном взгляде, фирменной чёлке (кстати, тоже имеющей свою весьма приземлённую историю) и в стандартных для кинематографа того времени «позах». Подразумевается, что на это и шёл не сильно искушённый зритель того времени, видя всю ту простую и абсолютную искренность актрисы. Вполне возможно. Но скажу честно: актёрская игра (именно игра) лично на меня производит большое впечатление и сегодня, более ста лет спустя. Может, это потому, что сама Холодная с какого-то момента начала периодически ловить себя на мысли, что она уже существует не в реальности, а лишь на немом и бесцветном экране?..
В заключение скажу о самых, наверно, естественно возникших мифах касаемо биографии Веры Холодной – многочисленных версиях о причине её ранней смерти всего в 25 лет. Понятно, что в глазах огромного количества восхищённых зрителей уход из жизни такого полубожества, как Холодная, от банальной «испанки», которая в то время косила простой народ с ужасающей скоростью, не представляется правдоподобным и выглядел скорее как горькая насмешка судьбы. Таинственное отравление той, которая много раз умирала на экране и даже запись реальных похорон которой стала её последним триумфом, настоящим кинохитом, – вот что люди охотнее бы приняли на веру. Такова уж наша с вами природа – тех, кто по другую сторону экрана.