Египетский экономист и бывший премьер-министр Италии о значении его важнейших открытий
В столице КНР прошёл Второй всемирный конгресс по марксизму, организованный Пекинским университетом. Он был приурочен к 200-летию Карла Маркса. Собрались свыше тысячи человек, среди них 120 учёных из 30 стран. Работали 10 секций. Доклад одного из главных организаторов конгресса, декана Института марксизма Пекинского университета Юй Хунцзюня назывался «Логика выбора экономического строя» и затрагивал сложную проблему соотношений плановых и рыночных составляющих в экономике Китая.
Эксперт резюмировал, что на разных этапах развития той или иной страны баланс между двумя регуляторами непременно должен меняться, но именно планово-рыночная экономика – это надёжный плацдарм экономического процветания. Такая модель, по словам учёного, будет оставаться основой роста Китая в ближайшем и более отдалённом будущем. Китай – единственная страна, не подверженная в последние четыре десятилетия кризисам. 700 млн. человек за это время вышли из нищеты, а темпы экономического роста составляли от 7 до 10 процентов в год.
В кулуарах форума я подошёл к давнему знакомому, египетскому экономисту с мировым именем Самиру Амину с просьбой поделиться своими мыслями с читателями «ЛГ».
– Два с половиной года назад мы встречались здесь на Всемирном конгрессе по марксизму. Что было особо интересным в этот раз?
– Для меня это возможность ближе познакомиться с мнениями влиятельных представителей Китая о его будущем, о том, что они вкладывают в понятие «социализм с китайской спецификой новой эпохи». Примечательно, что мнения разнятся. Просматривается правое направление, считающее, что в конечном счёте капитализм и рынок превосходят то, что называется социализмом. А кто-то имеет немалые резоны, говоря о преимуществах социалистической организации общества, которых при глубоком анализе просматривается всё больше. Я сравниваю это с тем, как обстояли дела и какие были оценки процессов пять или десять лет назад. Многие осмысливают и опыт вашей страны, полагая, что, если бы у вас грамотно провели реформы, СССР сохранился бы. На мой взгляд, путь к социализму в такой стране, как Китай, длителен и не может ограничиться пятью, десятью, даже двадцатью годами, а займёт значительно большее время, не исключено – столетие. Когда Мао Цзэдуна как-то спросили об этом, он сказал, что, может, и тысячу лет.
– Самир, в своём докладе вы подчеркнули, что Маркс не только по-прежнему актуален, но и играет огромную роль в наше время. Что вы имеете в виду?
– Маркс исследовал капитализм на ограниченном пространстве Земли, на примере небольшого числа европейских стран и пришёл к выводу, что он как строй не вечен. Доказал, что капитализм стремится к порабощению всего мира и порождает одно неравновесие и противоречие за другим. У капитализма, как системы, отсутствует какой-либо встроенный в неё разумный механизм поддержания пропорциональности и гармонии общества, подтверждение чему – периодически наступающие кризисы. Этот тезис разительно отличается от того, что твердят некоторые, как я считаю, глупцы, подчас наделённые, однако, нобелевскими премиями по экономике. Спустя время никто и не вспомнит их имена. Альтернативы учению Маркса нет, хотя это не значит, что к марксизму надо относиться как к Библии или Корану. Маркс – не последнее слово. Надо начинать с Маркса и идти дальше, а не останавливаться на нём.
– Что вы думаете о ситуации в России и перспективах её развития?
– Думаю, страна прошла в 1990-х через катастрофу, разрушившую её и социализм. Одной из причин стала иллюзия, что с переходом России к капитализму Запад примет её в свой клуб или хотя бы в Европейский дом. Ныне просчёт абсолютно очевиден. Как понятно и то, что, не желая возврата к прошлому, многие не удовлетворены тем, что получилось. У вас в ходу когда-то была горькая шутка: то, что раньше говорилось про социализм, было ложью, но то, что говорилось про капитализм, а говорили плохое, оказалось правдой. Как исправить ошибку? Вам, думаю, многое надо и переосмыслить, и поменять.
Путин, как мне кажется, хочет установить государственный капитализм, строй, где есть частная собственность при сильной роли государства. Но госкапитализм сегодня не в состоянии эффективно работать без наличия социальной ориентации, я не говорю социализма, но социального прогрессивного измерения, наполнения всей жизни социальным контентом.
– И комплексного планирования?
– Конечно.
Не отказался от интервью для «ЛГ» и бывший премьер-министр Италии (1998–2000) Массимо Д’Алема, который был первым главой правительства этой страны, состоявшим в Итальянской коммунистической партии.
– Сегодняшняя ситуация в мире не очень обнадёживает. Что вам кажется наиболее опасным и какие, по-вашему, возможны варианты развития?
– Трудно ответить вкратце. Согласен, ситуация опасная. Мы имеем кризис в США, вернее, упадок американской империи, великой экономической и военной державы. Подобное всегда сопряжено с большими рисками. Не меньшая угроза исходит из исламского мира с его фундаментализмом. Причина конфликта кроется в противоречиях между исламом и главными странами Запада. Но у этих государств нет общей стратегии борьбы в отличие от Владимира Путина, у которого такая стратегия есть. Ваш президент был против так называемой арабской весны и поддерживает арабские режимы в противостоянии с исламским фундаментализмом. А американцы сначала поддерживали арабские революции, а теперь столкнулись с исламизмом и не знают, что делать.
– Для американцев арабский мир интересен прежде всего наличием там богатых запасов нефти.
– Да, это традиционный для них подход. Недальновидный.
– Почему Россия вновь «империя зла» для США? Ведь в начале 1990-х она стала частью капиталистической экономики Запада. За что же США так ополчились?
– Россия была сверхдержавой, а потом перестала ею быть, и с ней перестали считаться. Многие не забывают, как президент Ельцин нередко изрядно выпивал во время зарубежных визитов. И много делал неразумного. Теперь складывается впечатление, что Россия восстанавливает утраченную роль. Путин популярен повсюду, не только у вас, стремлением вернуть стране звание сверхдержавы. Он воюет в Сирии. Ну, и аннексия Крыма, конечно…
– Может, всё-таки возвращение? Если бы этого не случилось, там всё могло повернуться, как в Донбассе.
– Я согласен, что в событиях на Украине во многом повинны украинские националисты. Многие восточноевропейские страны по-прежнему резко настроены против русских. А вот европейский запад уже не согласен с ними.
На мой взгляд, нужна новая конференция типа Хельсинкской. Иначе обстановка в Старом Свете будет оставаться турбулентной. А американцам трудно верить.
– Как считаете, итальянские коммунисты смогут вновь оказаться у власти в стране?
– Думаю, что да, но не сейчас, когда страх миграции и безработицы витает в европейских головах. Это теперь самое тревожное для граждан.
* * *
В отличие от России, в КНР 200-летие Карла Маркса отмечали и на самом высоком государственном уровне. 4 мая в Доме народных собраний в Пекине прошло торжественное собрание. На нём выступил генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин. Он заявил: «Прошло двести лет, и, несмотря на огромные и глубокие изменения в обществе, имя Карла Маркса пользуется уважением во всём мире, а его теория по-прежнему блистает, подобно бриллианту, светом истины». Лидер КНР отметил, что, чтя память Маркса, китайцы выражают почтение величайшему мыслителю в истории человечества и декларируют свою твёрдую убеждённость в марксизме. Назвав стимулирование неуклонного развития марксизма священной миссией китайских коммунистов, Си Цзиньпин призвал одновременно заимствовать все полезные достижения человеческой цивилизации, постоянно совершенствоваться, непрерывно углублять знание закономерностей строительства социализма и закономерностей развития человеческого общества.
Конечно, нельзя было не обратить внимание и на то, что по центральному каналу телевидения КНР прошёл двухсерийный документальный фильм «Нетленный Маркс» – о жизни Маркса, его дружбе с Фридрихом Энгельсом, написании «Манифеста Коммунистической партии» и «Капитала».
Пекин–Москва
Подарок Триру
В связи с 200-летием со дня рождения Маркса на его родине – в городе Трире – проходила серия мероприятий, в том числе выставка «К. Маркс, 1818−1883. Жизнь, произведения и эпоха».
5 мая был открыт памятник ему, подаренный… китайцами. Как отметил заместитель директора пресс-канцелярии Госсовета КНР Го Вэйминь, идеология Карла Маркса – ценное духовное достояние мира, оказавшее особенно глубокое влияние на Китай. Статуя в центре Трира составляет единый ансамбль вместе с воротами Порта Нигра, являющимися частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, и музеем-квартирой К. Маркса. Статуя весит около 2,3 тонны, высота – 4,6 метра, вместе с основанием – 5,5 метра.