Редкий случай, когда на ТВ появляется что-то созвучное нашему переломному времени. Сериал вызвал большой интерес – впервые действующими лицами телекино про разведчиков оказались не вымышленные герои вроде легендарных гауптштурмфюрера Иоганна Вайса («Щит и меч»), штандартенфюрера Штирлица («Семнадцать мгновений весны») и курирующих их начальников под псевдонимами типа Алекс, а реальные руководители внешней разведки СССР, реальные нелегалы, резиденты, агенты, которые до, во время и после Великой Отечественной войны выполняли сложнейшие задания, добывая важнейшую для нашей страны информацию о планах наших врагов и умело распространяя дезинформацию о планах СССР.
Впечатления от сериала сложные, неоднозначные, но скорее всё же положительные. Режиссёр Кирилл Белевич (здесь он, видимо, проникшись жанром, зашифровался под фамилией Астахов) успел заявить о себе как о талантливом мастере минимум двумя сериалами, о которых мы писали. Героическим боевиком «Крепость Бадабер», где главную роль сыграл тоже Сергей Марин, и – особенно ярко – блистательным остроумным криминально-лирическим «Казановой». В «Начальнике разведки» блеск также есть, но он не всегда в тех местах, в которых хотелось бы.
В любом случае хорошо, что прервана многолетняя антисоветская традиция в изображении всех чекистов во главе с Берией вурдалаками. Более того, раскрыта тайная суть многих операций и совершена первая попытка дать художественный портрет таких выдающихся героев советской разведки, как Фитин, Судоплатов, Коротков, Демьянов, Ахмеров, Зарубина...
Впервые, как мне кажется, на экране предстал и «кровавый карлик» Ежов (Радик Галиуллин, правда, гораздо выше своего полутораметрового персонажа), который не только возглавил массовые репрессии 1937–1938-го, но и нанёс страшный удар по нашей резидентуре, уничтожив многих выдающихся разведчиков, работавших за рубежом, в связи с чем некоторые из них вроде Орлова-Фельдбина, действующего в начале сериала, стали невозвращенцами.
Однако, показав засекреченных до недавних пор руководителей спецслужб, создатели фильма получили множество вопросов и претензий со стороны зрителей, особенно тех, кто интересуется историей советской разведки: во-первых, правильно ли создатели сериала отобразили работу наших агентов? А с другой стороны, почему так мало и так фрагментарно? Ахмеров, Коротков, Зарубина и другие только мелькнувшие в сериале фигуры достойны отдельных персональных киноэпопей, настолько важна для страны была их в высшей степени профессиональная и чрезвычайно успешная деятельность. Каждый из них сделал не меньше, чем реальный Рихард Зорге или вымышленный Максим Максимович Исаев.
В сериале много хорошего, отличный выбор актёров. Сергей Марин прекрасно справился с ролью Фитина. Веришь, что его герой, неожиданно сменивший работу в «Сельхозгизе» на школу разведчиков, мог сделать такую фантастическую карьеру, через год с небольшим возглавив внешнюю разведку. Он сумел, несмотря на страшный риск и все препоны, оставшиеся ему в наследство от ежовщины, наладить потрясающе успешную оперативную работу НКВД. И на немецком направлении, и на японском, и на англо-американском. Благодаря нашей разведке страна не раз была буквально спасена от катастрофы.
Но хорошая игра Сергея Марина, Егора Бероева (Ахмеров), Игоря Петренко (Коротков), Артёма Ткаченко (Демьянов), Екатерины Волковой (Зарубина), Марии Смольниковой (она запомнилась в роли Китти, жены Оппенгеймера), замечательного Льва Прыгунова (служащий в британском шифровальном центре) и других, а также изобретательная режиссура Белевича-Астахова не смогли сгладить шероховатости сценария.
Можно было бы простить многое выдуманное сценаристами Артёмом Чащихиным-Тоидзе, Игорем Тер-Карапетовым при участии Александра Щербакова и Алексея Колмогорова, например то, как Фитин в Берлине скрывается от преследователей из гестапо на велосипеде, или картинное бегство на шлюпке Орлова с семьёй от коллег из НКВД, но появление в Германии дамы-вамп, шпионки в духе фильмов про Джеймса Бонда (Екатерина Вилкова), которая сперва убивает в постели немецкого агента Лицеиста (роль, сыгранная Дмитрием Соломыкиным, тоже запомнилась), а потом вербует (опять же через постель) нашего резидента Назарова, выбивается из общей ткани. В перенасыщенном событиями шпионском детективе, где действие развивается одновременно сразу в нескольких местах (Лос-Аламос, Харбин, Берлин, Москва...), много убедительных сюжетных линий, но с ними соседствует сцены, придуманные «для красоты». Неубедительно, с явным перебором подана вся линия антипода Фитина, его друга-предателя Назарова (Иван Добронравов). Уж слишком он предатель-предатель, поверить в то, что он так коварен, а его помощник в берлинской резидентуре (эту роль сыграл Александр Назаров, запомнившийся отличным исполнением роли проницательного полковника милиции в «Казанове») так глуп и наивен и так легко отдаёт себя на заклание, очень трудно. Так же как в то, что, зная про предателя, его годами будут держать в центральном аппарате внешней разведки. Изумило также, что заместитель председателя Совнаркома, член ГКО Лаврентий Берия согласился быть пешкой в оперативной игре с Назаровым, которую придумал Фитин для дезинформации американцев. Немного смешно также и то, что начальник внешней разведки в сериале получился гораздо умнее, чем Сталин (Леван Мсхиладзе) и Берия (Виталий Крылов). К концу сериала он приобрёл такое значение, что мог активно влиять на стратегическое планирование, требуя, в частности, отправки маршала Жукова на Ржевское направление). Впрочем, может быть, так и было на самом деле?
Будем надеяться, что, раз уж гриф секретности снят с Фитина, Судоплатова и других, следующие сериалы о разведчиках нареканий вызовут меньше. Начало положено.