В память 100-летия мученической кончины императора Николая II, его семьи, а также основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве Великой княгини Елизаветы Фёдоровны в муниципалитете Ист-Каус на юге Великобритании, по благословению епископа Сакраментского Иринея (Стинберга), администратора Великобританской и Ирландской епархии РПЦ заграницей, профессора патристики Оксфордского университета, был установлен романовский крест. Владыка и освятил его на торжественной церемонии. Работа российского скульптора Елены Безбородовой принесена в дар городу Ист-Каус членами Общества Великой княгини Елизаветы Романовой в Великобритании. И это единственный памятник Романовым в Западной Европе.
– Елена Анатольевна, в обществе столько наговорено о гибели царской семьи, каково было вам браться за эту работу?
– Все эти разговоры и вся клевета мной изначально отметались, для меня Николай II – выдающийся государственный деятель, святой человек, страстотерпец. За работу взялась с большим подъёмом, в первый день Великого поста, а закончила в последний. Крест, напомнивший англичанам кельтский, по моему эскизу заказали в Англии, а исполнили в Индии. Эта форма была важна, потому что напоминает нам о связи между русским и английским царскими домами – через королеву Викторию. К тому же, посмотрите на новгородский Воймерицкий крест XII–XIII веков, эта форма не чужая и русским.
А королева Виктория – родная бабушка сестёр Александры Фёдоровны и Елизаветы Фёдоровны, их мама – её дочь. В поместье Осборн-хаус в Ист-Каусе находилась летняя резиденция королевы Виктории, и внучки в детстве гостили у бабушки. В августе 1909 года вся семья Николая II по приглашению короля Эдуарда VII приплывала туда на яхте «Штандарт» на парусную регату. Ист-Каус – в двухстах километрах от Лондона, на острове Уайт, на юге Великобритании.
– Что взяли вы за основу, когда делали крест, на что опирались?
– Мысль о том, что рельеф с ликами Романовых должен быть укреплён именно на кресте, появилась мгновенно, потому что безвинно убиенные приняли крестную смерть и тем самым обрели жизнь вечную. Но композиция – император Николай II, ниже сёстры, ещё ниже дети, и на одной оси, прямо под ликом царя, царевич Алексей – чёткая мужская линия, родилась не сразу. Рельеф вызывает, как я потом услышала, самые разные ассоциации – с облаком, цветком, а один батюшка даже сказал, что по внутреннему триединству похоже на «Троицу» Рублёва.
Открывали памятник лорд-лейтенант острова Уайт, генерал-майор, сэр Мартин Уайт (официальный представитель монарха) и заместитель председателя Объединения членов рода Романовых князь Ростислав Романов. Само место чудесное – парк с кедрами и соснами, рядом Ла-Манш. Дети раздавали кедровые шишки, вечером памятник освещён прожекторами. Епископ Ириней, коренной американец лет сорока, поразил нас своей искренностью. Был и протоиерей Андрей Филлипс, настоятель православного храма в Колчестере, знаток русской литературы. В беседе он рассказал, что англичане, увы, почти отошли от веры, англиканские храмы продаются торговцам. И лет через сорок, по его мнению, останутся только мусульмане и православные. К православию люди тянутся, чувствуя, что там теплится истинная жизнь, в храмы приходят русские, украинцы, греки, румыны, сербы, да и сами англичане. Инициаторы установки креста в Ист-Каусе уверены, что это принесёт им доход и с точки зрения туризма, приедет много паломников.
– Критики пишут, что главная тема в творчестве Елены Безбородовой –духовность, но это такая, казалось бы, эфемерная вещь, спрошу наивно, как она «лепится» в бронзе?
– Всё дело, наверное, в точно выбранных образах и нюансах, художник чётко должен знать, что хочет выразить. Этика определяет эстетику. Когда читаешь духовную литературу, погружаешься в мир святых и ощущаешь, насколько эти люди были сильны духом и верой, они выполняли свою миссию, предсказывая, что Христос явится миру, писали Евангелия, благовествовали о Нём. Именно об этом я думала, когда работала над памятником апостолу Андрею Первозванному. Я сделала его спускающимся на наш берег с корабля и благословляющим русскую землю. Одновременно с памятником апостолу работала над мемориальной доской лейб-медику Евгению Боткину, расстрелянному вместе с царской семьей.
На открытии монумента Андрею Первозванному епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин сказал мне, что мечтает поставить памятник Луке Крымскому в Ардатове, где тот начинал земским врачом. Уникальнейшая судьба – святой человек и великий хирург, наш современник. Он запечатлён на фотографиях и в кинохронике, живы люди, которые его помнят, один врач рассказывал, что его мать ассистировала епископу Луке. Когда одни священники принимали мученическую смерть и становились новомучениками, а другие оставляли священство в страхе перед гонениями, он, врач, профессор, позднее – лауреат Сталинской премии, которому предлагали клинику, лишь оставь мантию, открыто принимает монашество, проповедует и служит Христу. Конечно, он пострадал за веру, но даже в ссылках не переставал оперировать людей. Рабочая модель памятника святителю Луке – в моей мастерской. Ещё одна из новых работ – Лазарь Четвертодневный, которого воскресил Христос после четырёх дней погребения. Надеюсь, мне удалось создать некий «знак Лазаря», в котором весь его жизненный путь – и смерть, и воскресение.
– Но многие ваши памятники не воплощены в задуманном масштабе…
– Да, возле меня часто появляются люди, которые предлагают работу, темы, а потом, когда модель сделана, могут пропасть. Именно так застрял проект памятника воинам, отстоявшим Москву в 1941 году – «Превратились в белых журавлей», памятники Сергею Рахманинову (молодому и зрелому), Лазарю, Луке, патриарху Тихону. А есть ещё Иоанн Креститель, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, тот же «Спецназ», который сделан как проект.
– Вы сказали, что вам с детства виделся образ Христа, вами сделано не меньше десятка его скульптур, как это было?
– Началось всё с «Явления Христа народу» Иванова, с картины Крамского «Христос в пустыне», я училась в Московской художественной школе, которая напротив Третьяковки, и мы всё время туда ходили. Смотрела и понимала, что это какое-то удивительное явление, необыкновенно красивый человек, не такой, как мы… И впечатление это до такой степени сидело во мне, что я рисовала его лицо на промокашках, а лет в пятнадцать даже вырезала из куска липы голову Христа.
– Насколько трудно женщине-скульптору преодолевать сопротивление материала?
– А я не работаю с материалами, которые сильно сопротивляются. В Суриковском институте, когда требовалось по программе, сделала работы из камня и дерева, но решила, что работать буду с бронзой. Если посмотрите на мои работы, они все куда-то летят, в них могут быть достаточно сложные утончённые силуэты, идеальный материал для этого – бронза.
– Как воспринимаете свою стезю скульптора?
– Среди коллег распространено мнение, что скульптор – это ремесленник, а я считаю, с таким отношением не надо идти в искусство. Хотя деньги можно зарабатывать и нашим ремеслом, но куда важнее выполнить свою миссию. К сожалению, ни в школе, ни в институте никто нам не говорил, что все деятели искусства находятся на службе у высшего промысла, что искусство – великое оружие, я сама это поняла в процессе жизни и общения с разными людьми.
Беседу вела
Нина Катаева
«ЛГ»-досье
Заслуженный художник России Елена Безбородова – участник более 70 художественных выставок, автор памятника Андрею Первозванному в мордовском посёлке Атяшево, проектов памятников в Ржеве – («Превратились в белых журавлей») и в старой столице Черногории – Цетине («Иоанн Креститель»), скульптур-символов «Спецназ России» и «Евангелист Лука», 30 монументальных и декоративных произведений в России. Работы скульптора находятся в музеях и частных коллекциях России, Европы, Америки и Африки. Для будущих монументов воплощены образы подвижников православия – патриарха Тихона, Луки Крымского, Лазаря Четвертодневного.
К работам Безбородовой дважды было обращено внимание патриарха Алексия II. Во второй половине 90-х в Крестовоздвиженском храме на Чистом Вражке в центре Москвы мироточило её «Распятие с предстоящими», когда об этом сообщили патриарху, он повелел – «рассматривать как милость Божию». В 2006 году организаторы Первой международной православной выставки «Свет миру» в Манеже преподнесли в дар патриарху свой приз-символ – безбородовского «Евангелиста Луку».