Авторитетный Европейский совет по международным делам выступил с докладом, в котором призывает руководство Евросоюза выработать в отношении России стратегию поведения под броским названием «принципиальное равнодушие».
Фундаментом такого «равнодушия» авторы называют три раунда антироссийских санкций по различным поводам и увеличившееся финансирование НАТО. Надстройкой над этим фундаментом, по мнению экспертов, должно стать отсутствие какого-либо внимания к линии поведения российского руководства.
Что может быть противопоставлено такой стратегии, будь она принята на вооружение?
Начнём с того, что непреложным фактом является активная работа европейских дипломатов в американском конгрессе – чтобы США не наращивали санкционное давление на проект «Северный поток – 2». Над этим же неустанно трудится и канцлер Германии Ангела Меркель. Деловые круги Германии, Франции, Италии и других стран старой Европы выступают за смягчение санкций и возобновление деловых связей с Россией. Профессиональные дипломаты государств Евросоюза говорят о необходимости сотрудничества с Москвой по вопросам урегулирования конфликтов на Кавказе и Ближнем Востоке. Всё это вряд ли можно определить как «принципиальное равнодушие».
Но требуется и встречное движение, чтобы естественные устремления и давление «снизу» повлияли на ситуацию «наверху». Нужна активизация таких форматов, как «Петербургский диалог» с ФРГ, «Трианонский диалог» с Францией и множества других подобных начинаний, оказавшихся жертвами как политического обострения, так и ковидных ограничений.
Локомотивом наших взаимоотношений с Западной Европой всегда выступала Германия. Эпоха Меркель подходит к концу. Армин Лашет, избранный в январе председателем Христианско-демократического союза Германии, после сентябрьских выборов в бундестаг, скорее всего, станет новым канцлером ФРГ. Всем памятно, что в 2014 году Лашет, аргументируя собственную неортодоксальную позицию по Крыму, цитировал Киссинджера: «Демонизация Путина – это не политика, а способ оправдать её отсутствие». А в 2019-м, открывая боннскую встречу «Петербургского диалога», выступил с яркой эмоциональной речью под аплодисменты российских гостей. Если «новая восточная политика» Вилли Брандта стала возможна всего через несколько месяцев после подавления Пражской весны, то и сейчас, настаивал Лашет, ничто не мешает Берлину развернуться навстречу Москве.
Добавьте к этому активную работу в России таких гигантов промышленно-финансовой индустрии Германии, как «Сименс» и «Бош», «Мерседес» и «Фольксваген», Альянс и Дойче Банк (список можно продолжать). Основания для новой «новой восточной политики» по-прежнему прочней фундамента «принципиального равнодушия».
«Чем напряжённее времена, чем больше разномыслия, тем нужнее диалог» – в таких выражениях ровно два года назад анонсировал Лашет у себя в Северном Рейне – Вестфалии российско-германскую конференцию городов-партнёров. Что же, напряжённость с тех пор, мягко говоря, не ослабла, разномыслия только прибавилось. Но продвижение к диалогу может быть только взаимным. Об этом необходимо всегда помнить и в Москве.