Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 августа 2022 г.
  4. № 33 (6847) (17.08.2022)
Культура

Разделяй и властвуй

17 августа 2022


Что-то у AppleTV не заладилось с флагманами, в отличие от других стриминговых гигантов, таких как Netflix, HBO и Amazon Prime. Зацепить зрителя они пытались многим: такие проекты, как «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон, «Вторжение» с Сэмом Нилом и «Тед Лассо» с Джейсоном Судейкисом, полюбились немалому количеству зрителей, но не стали хитами, продающими подписку на платформу. Но, возможно, ситуация с второсортным статусом онлайн-кинотеатра Apple может измениться в скором времени в лучшую сторону. Виной тому стал научно-фантастический сериал Бена Стиллера «Разделение».

Это в некотором роде ожившая мечта всех поклонников «Чёрного зеркала», словно одну сорокаминутную серию этого альманаха продлили на девять равных по хронометражу, создав притом цельную историю, раскрывающую темы во всей их проблематике, а не просто декларирующую их. По сюжету в недалеком будущем корпорация Lumon начала внедрять в ряды своих сотрудников процедуру разделения. Впрочем, на момент начала сериала это находится на экспериментальной стадии и производится строго добровольно. После процедуры разделённый перестаёт помнить на работе о том, что происходит за её пределами, и дома о том, что происходит на работе. Проще говоря, появляются две отдельные личности, живущие в одном теле.

«Разделение» по жанру можно определить как антиутопию и психологический триллер. Зачастую в основу антиутопии кладётся утопическая мысль или благой помысел, приведшие к катастрофическим последствиям их реализации. Метафоры и высказывания вкраплены весьма умело, а не номинативно-иронически, как в произведениях Оруэлла или Хаксли. И хотя работа главных героев сперва кажется нелепой, уже с первых серий многое намекает на антиутопичность обстановки. Это и контраст узких коридоров с просторными помещениями офиса, и столы, поставленные в форме свастики, и приглушённые тона цветовой гаммы, и отражающее двойственность стремление оператора к выстраиванию центрирования и симметрии в кадре. Пожалуй, самым интересным в сериале является противостояние личности-intro (офисная) и личности-extra (домашняя). Например, когда личность-intro пытается уволиться или покончить жизнь самоубийством, ничего не знающая о жизни в стенах офиса личность-extra записывает видео с разъяснениями, что она увольняться отказывается и её все устраивает. Таким образом создатели метафорично высказываются против отчуждения от труда и капиталистической эксплуатации. Отдельного внимания заслуживает критика корпоративной культуры со всеми этими бесполезными тренингами, офисным психологом, задача которого не помочь трудящемуся, а сохранить его работоспособность, и фальшиво натянутыми отношениями между менеджментом и сотрудниками. К слову, разделение – это основный метод управления, используемый компанией Lumon. Разделяет она не только личности сотрудников, но и самих сотрудников на группы, препятствуя общению между разными отделами на этаже и устраивая конкурсы за абстрактные и в общем-то символические призы. Разделение – это не только про ранее упомянутую процедуру, но и про тип управления обществом. Атомизация, насаждаемая правящим классом, вкупе с развитием технологий надзора и есть новый вид тоталитарного контроля.

«Разделение» – очень важный проект как для режиссёра, так и для исполнителя главной роли: и для Бена Стиллера, и для Адама Скотта, преимущественно живущих в продуктах комедийного и мелодраматического жанров. Новое же их творение – это глубокое, сложное произведение, поднимающее проблематику противостояния крупного бизнеса и общественных интересов.

Подводя итог, «Разделение» – это серьёзная заявка на главный научно-фантастический сериал года и первый настоящий флагманский хит AppleTV. Первый сезон закончился на достаточно высокой ноте, но выстрелами далеко не всех чеховских ружей, расставленных Беном Стиллером на протяжении всех серий. Стриминговый сервис уже продлил шоу на второй сезон.

Тэги: Сериал Никита Маргаев
Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Советское несчастье

    93 голосов
  • Радиоактивная ложь

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS