Что-то у AppleTV не заладилось с флагманами, в отличие от других стриминговых гигантов, таких как Netflix, HBO и Amazon Prime. Зацепить зрителя они пытались многим: такие проекты, как «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон, «Вторжение» с Сэмом Нилом и «Тед Лассо» с Джейсоном Судейкисом, полюбились немалому количеству зрителей, но не стали хитами, продающими подписку на платформу. Но, возможно, ситуация с второсортным статусом онлайн-кинотеатра Apple может измениться в скором времени в лучшую сторону. Виной тому стал научно-фантастический сериал Бена Стиллера «Разделение».
Это в некотором роде ожившая мечта всех поклонников «Чёрного зеркала», словно одну сорокаминутную серию этого альманаха продлили на девять равных по хронометражу, создав притом цельную историю, раскрывающую темы во всей их проблематике, а не просто декларирующую их. По сюжету в недалеком будущем корпорация Lumon начала внедрять в ряды своих сотрудников процедуру разделения. Впрочем, на момент начала сериала это находится на экспериментальной стадии и производится строго добровольно. После процедуры разделённый перестаёт помнить на работе о том, что происходит за её пределами, и дома о том, что происходит на работе. Проще говоря, появляются две отдельные личности, живущие в одном теле.
«Разделение» по жанру можно определить как антиутопию и психологический триллер. Зачастую в основу антиутопии кладётся утопическая мысль или благой помысел, приведшие к катастрофическим последствиям их реализации. Метафоры и высказывания вкраплены весьма умело, а не номинативно-иронически, как в произведениях Оруэлла или Хаксли. И хотя работа главных героев сперва кажется нелепой, уже с первых серий многое намекает на антиутопичность обстановки. Это и контраст узких коридоров с просторными помещениями офиса, и столы, поставленные в форме свастики, и приглушённые тона цветовой гаммы, и отражающее двойственность стремление оператора к выстраиванию центрирования и симметрии в кадре. Пожалуй, самым интересным в сериале является противостояние личности-intro (офисная) и личности-extra (домашняя). Например, когда личность-intro пытается уволиться или покончить жизнь самоубийством, ничего не знающая о жизни в стенах офиса личность-extra записывает видео с разъяснениями, что она увольняться отказывается и её все устраивает. Таким образом создатели метафорично высказываются против отчуждения от труда и капиталистической эксплуатации. Отдельного внимания заслуживает критика корпоративной культуры со всеми этими бесполезными тренингами, офисным психологом, задача которого не помочь трудящемуся, а сохранить его работоспособность, и фальшиво натянутыми отношениями между менеджментом и сотрудниками. К слову, разделение – это основный метод управления, используемый компанией Lumon. Разделяет она не только личности сотрудников, но и самих сотрудников на группы, препятствуя общению между разными отделами на этаже и устраивая конкурсы за абстрактные и в общем-то символические призы. Разделение – это не только про ранее упомянутую процедуру, но и про тип управления обществом. Атомизация, насаждаемая правящим классом, вкупе с развитием технологий надзора и есть новый вид тоталитарного контроля.
«Разделение» – очень важный проект как для режиссёра, так и для исполнителя главной роли: и для Бена Стиллера, и для Адама Скотта, преимущественно живущих в продуктах комедийного и мелодраматического жанров. Новое же их творение – это глубокое, сложное произведение, поднимающее проблематику противостояния крупного бизнеса и общественных интересов.
Подводя итог, «Разделение» – это серьёзная заявка на главный научно-фантастический сериал года и первый настоящий флагманский хит AppleTV. Первый сезон закончился на достаточно высокой ноте, но выстрелами далеко не всех чеховских ружей, расставленных Беном Стиллером на протяжении всех серий. Стриминговый сервис уже продлил шоу на второй сезон.