
Книга Веры Беловой «Муслим Магомаев. Мелодии судьбы», вышедшая в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия», посвящена жизненному и творческому пути выдающегося певца, народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942–2008). Она основана на документальном материале. Здесь нет придуманной биографии. За каждым эпизодом – изучение автором множества источников, личное общение с героем книги, впечатления от посещения многих его концертов. Автор с юности увлекалась творчеством любимца миллионов, была на многих его концертах. Создала и вела сайт «Литературно-музыкальный журнал «Муслим», посвящённый творчеству кумира.
Эта книга для тех, кто не ищет сплетен и фальшивых сенсаций. Для тех, кто хочет знать невымышленную историю этого замечательного человека. Для тех, кому дорогá бережно сохранённая память о нём.
Предлагаем вниманию читателей отрывок из новинки.
В начале осени 1965 года с очередным визитом в СССР прибыл первый секретарь компартии ГДР Вальтер Ульбрихт. Посетил он и Баку, где в его честь готовили приём и гала-концерт.
Муслим находился в то время в Москве, откуда его вызвали участвовать в концерте. По замыслу режиссёра, именно он, молодой, но самый известный артист, являлся гвоздём программы. Сначала пел классические произведения на авансцене перед занавесом в сопровождении симфонического оркестра. Зал с восхищением принял каватину Фигаро, куплеты Мефистофеля, поддерживал овацией, криками «браво», просьбами продолжать. Ещё сильнее разгорячилась публика от приготовленного сюрприза. Раздвинулся занавес, и на сцене в свете прожекторов предстал ансамбль «Гая». С места в карьер «выстрелили» взрывным шлягером «Хали-гали». В зале начались притопы-прихлопы, публика пустилась чуть ли не в пляс. А Муслим с ансамблем продолжили программу эстрадных хитов. Зрители были в восторге. Гэдээровский гость что-то говорил первому секретарю республиканского ЦК Ахундову, должно быть, делился впечатлением, мол, Муслим не только классику поёт, но и эстраду может не хуже.
Однако на следующий день певца вызвали в ЦК вместе с министром культуры, где секретарь по идеологии в довольно резкой форме отчитал за эстрадный репертуар. Выяснилось, что тот «сюрприз» вызвал возмущение наипервейшего гэдээровца. «Как может певец с таким голосом петь такую...» – шипел гость, употребив сочное выражение.
– Ничего хорошего, если ты такие песенки поёшь хорошо! Нет и ещё раз нет! Мы запрещаем! – кипел партийный босс.
Его смешанные программы не нравились и Фурцевой. Возможно, это было не столько её, сколько чужое мнение, но неудовольствие его репертуаром министр культуры СССР высказывала не раз.
«Почти всё время нахожусь в гастрольных поездках, – рассказал Муслим корреспонденту одной из газет. – Планы? Переезжаю в Москву, где буду работать в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Буду петь в опере. А это значит, что придётся работать и работать. И, конечно, буду выступать в эстрадных концертах, потому что очень люблю петь на эстраде».