Валери Перрен. Поменяй воду цветам / пер. Елены Клоковой. – М.: Эксмо, 2023. – 448 с.
Leon Leclerc. Zombie Kidz. – Victor Et Anais, 2020.
Эту книгу издают и переиздают. Захотелось читателю кладбищенской тематики, страстей, трагедий и страшилок. Очень хороший перевод Елены Клоковой спасает безнадёжную ситуацию, но ничего не поделаешь с тем, что всё равно скучно.
Литература из разряда такой, которая должна читателя потрясти всем: и стойкостью характера главной героини, и кошмарными испытаниями, которые ей приходится преодолевать, и кладбищенским антуражем, и даже вставной детективной историей. Автор будто специально собрал воедино всё. Хотите любви – получите (лично меня не вдохновила эта линия), хотите детектив – плохонький, но есть, хотите испугаться – отправим героиню смотрительницей на кладбище (вот эти кладбищенские эпизоды-истории, пожалуй, лучшее в книге), хотите человеческую трагедию – а вот здесь у меня большие вопросы.
Дело в том, что интригу хочется оставить интригой, без спойлеров, ибо во всех комментариях в Сети читатели пишут, каким ударом для них было осознание трагедии главной героини – ну ясно, не просто так ведь она решила на кладбище работать. И сначала в качестве драмы нам пытаются, простите, впарить сиротское детство, затем мужа-изменщика-алкоголика, который бьёт, значит, любит (нашли, чем удивить), а когда всё это не прокатывает – оно и правда не прокатывает, ведь такие драмы у людей через одного! – так вот, когда не проходит, догадайтесь, что придумывают потяжелее? Ничего не скажешь, придумывают действительно тяжёлое испытание, но не тяжелее того, что можно вынести, или того, чего мы ещё не знавали. Нет, серьёзно. Я перестала верить в то, что в 2023 году человека – не стоит принимать читателя за дурака – можно потрясти какой-то чужой трагедией. Мы в курсе биографий реально существовавших маньяков, мы выросли на Достоевском, мы смотрели «Груз 200», мы, в конце концов, жили своей непростой жизнью, и после этого авторы нормального среднего уровня хотят нас потрясти? Хорошо было бы поискать способы либо тоньше, либо честнее. Потрясти можно тем, как изумительно распускается цветок, или тем, как жутко атакуют зомби. Личные трагедии человека оставьте великим писателям, желательно классикам. Кроме того, мы не в каменном веке, мало любви – есть любовные романы, мало ужаса – хорроры, хотите что-то узнать – нон-фикшен. А многозначительно выворачивать душу с помощью могил и чужих преувеличенных страданий последнее дело. У нас и свои страдания есть, честное слово. Поэтому история госпожи Виолетты Туссен (имя какое выбрали) не трогает, а её чрезвычайная сила духа местами раздражает, потому что героиня не выглядит живой. Она памятник Скарлетт О’Харе: «Моё настоящее – подарок небес. Так я говорю себе каждое утро, открыв глаза. Я была очень несчастна, почти уничтожена. Опустошена. Как мои соседи, за которыми я приглядываю, – и даже хуже. Сам-то организм функционировал, но на «холостом ходу». Куда-то подевался весь объём души, а ведь она, как говорят, весит ровно двадцать один грамм – у толстых и тощих, высоких и низких, молодых и старых. Хотите знать, что меня спасло? Всё очень просто. В отличие от многих, я никогда не упивалась своими бедами и решила положить им конец».
Печально, что в книге есть посвящение. Сложно себе представить, каким образом ему можно обрадоваться.
С другой стороны, придумать игру и книгу для детей про нашествие зомби – совсем другая история. Леон Леклерк создал серию захватывающих весёлых страшилок о том, как дети уезжают из города на летние каникулы, но команда друзей, две девочки и два мальчика, остаётся. Вот как раз они-то и обнаруживают, что в пустой школе поселились зомби. Ну и, конечно, решают монстров разогнать.
Во-первых, это очень качественный продукт с классной компьютерной графикой и узнаваемыми персонажами, во-вторых, приключения в меру пугают и очень смешат, потому что сами зомби несколько мультяшные, в-третьих, книга живо, энергично написана, а сложные для ребёнка слова подробно объясняются на каждой странице – то есть присутствует обучающий момент. Кроме того, когда по книге существует игра, чтение превращается в интерактивный процесс. Интересно, что серия рассчитана на детей от 7 до 12 лет и пользуется популярностью и у младших школьников, и у подростков. В таком проекте нет никакого обмана: автор не предлагает верить в зомби, он даёт читателю набор необычных героев и сложные ситуации, из которых надо так или иначе выпутаться. Единственная хитрость – использование популярного образа зомби, но это не штамп, а приём.
Играя в настольных зомби, можно наделять персонажей особыми способностями, открывать конверты с подсказками и отмечать свои подвиги на плане победы. Забавно, но маленькие дети в победном финале никогда не сомневаются и, в отличие от взрослых, никогда не сдаются.