За первые полтора года реформы возраст выхода на заслуженный отдых увеличился всего на полгода, в дальнейшем темпы «взросления» пенсионеров ускоряются. С июля 2020 года это уже 61 год для мужчин и 56 лет для женщин, с 1 января 2021 года – 61,5 и 56,5 соответственно, а с 1 июля 2021 года – 62 и 57. По итогам первых полутора лет более 800 тысяч граждан России стали получать пенсию позже, чем планировали, и многие из них считают себя пострадавшими. А государство от такой экономии особой пользы не получило.
«Я считаю, что повышение пенсионного возраста не пошло на пользу стране. Целью реформы было наполнить Пенсионный фонд, однако этого не произошло. Поэтому параметры возраста выхода на пенсию, скорее всего, будут пересмотрены. Люди не должны чувствовать себя обманутыми», – сказал «Литературной газете» член комитета по бюджету и налогам Государственной думы Евгений Фёдоров.
«Анонсировалось, что более поздний выход на заслуженный отдых новых пенсионеров позволит существенно увеличить размеры пенсии для всех остальных, но пока этого не случилось, то есть положительных итогов никто не заметил, – напомнил в беседе с «ЛГ» экономист, обозреватель «Финансовой газеты» Константин Смирнов. – Зато реформа привела к тому, что уменьшились реальные располагаемые доходы той части населения, которую задержали с выходом на пенсию. Это значит, что люди стали меньше покупать, производство товаров и услуг не получает от них достаточной поддержки. Наносится ущерб экономическому развитию страны. Сегодня пострадавших от задержки выхода на пенсию менее миллиона, но по мере ускорения реформы, которое заложено в ФЗ №130, таких людей будет уже много миллионов. Поэтому считаю правильным прекратить или хотя бы приостановить реформу. Тогда перерасход средств, выделяемых на пенсию, с лихвой будет покрыт ростом потребительского спроса, а это обернётся ростом производства, увеличением рабочих мест. Налоговые и страховые поступления в казну от предприятий начнут расти, и в конечном итоге будет лучше пополняться тот же Пенсионный фонд России. А сейчас получается, что мы пытаемся сэкономить средства ПФР ему же в ущерб».
По словам экономиста, реальные доходы населения России с 2014 года упали на 10% и, вместо того чтобы пытаться восстановить потребительский спрос, иногда принимаются решения, которые его ещё более сокращают. Нужно пересматривать такие решения, и в первую очередь пенсионную реформу.
Рассмотрим подробнее варианты, которые предлагаются законодателями сегодня.
Назад в 2018-й
Один пенсионный законопроект уже разработан депутатом Мосгордумы Евгением Ступиным и будет внесён в Госдуму после парламентских каникул. Этот документ предлагает вернуть возраст выхода на пенсию к параметрам 2018 года, то есть в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. При этом гражданам, которые стали получать пенсию позже указанного срока не по своей воле, предлагается выплатить недополученные деньги.
«У нас есть шанс восстановить нарушенную социальную справедливость. Порядка 800 тысяч россиян уже пострадали от пенсионной реформы, они позднее выходят на пенсию. Им нужно всё вернуть и не допустить, чтобы в правах были поражены остальные граждане, которым планировалось увеличить срок выхода на пенсию. Это потребует дофинансирования Пенсионного фонда на 1,6 трлн рублей», – подсчитал автор инициативы.
«Субъекты Российской Федерации имеют право вносить в Госдуму законы, так что если Мосгордума предложит этот законопроект, то мы, естественно, будем его рассматривать, – подтвердил депутат Госдумы Евгений Фёдоров. – Но я не думаю, что вопрос о снижении пенсионного возраста можно рассматривать в отдельности от других социально-экономических проблем. Это было бы непрофессионально. После референдума, который прошёл 1 июля, нам нужно менять всю социальную и экономическую политику на принципах суверенитета и не ссылаться на международные рекомендации. Как вы помните, реформа повышения пенсионного возраста проходила по международному прецеденту и на основе рекомендаций МВФ. Нам нужно выстраивать свою сбалансированную экономику и социальную сферу. Это потребует пересмотреть многие параметры, включая бюджетные платежи и пенсионный возраст. Параметры пенсионного возраста, скорее всего, будет пересмотрены. Россия – самая богатая страна в мире, аккумулирует треть мировых богатств, и наши граждане не должны жить хуже жителей благополучных европейских стран».
На вопрос о том, где взять деньги для дофинансирования Пенсионного фонда, законодатели смотрят по-разному.
Евгений Ступин предполагает, что сумму в 1,6 трлн рублей следует перечислить из Фонда национального благосостояния. С таким предложением не согласен Евгений Фёдоров: «Я считаю, что Пенсионный фонд нужно наполнять за счёт олигархов. Требуется изменить тип нашей экономики благодаря деофшоризации, как это предлагает первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Вопрос наполнения Пенсионного фонда решается не регулированием возраста выхода на пенсию, а комплексом финансово-экономических мер, которые президент России Владимир Путин сформулировал ещё в майском указе 2012 года. Если эти меры удастся реализовать и будут воплощены новые подходы в области социального финансирования, то в повышении пенсионного возраста просто отпадёт необходимость».
«Заморозка» – разумное решение
Для принятия законов, касающихся финансовой сферы, требуется одобрение правительства. Как рассказал «ЛГ» научный руководитель Института экономики РАН, сопредседатель Московского экономического форума Руслан Гринберг, политики действительно обсуждают возраст выхода на пенсию и консультируются с учёными по этой теме. Но в том, что кабинет министров вернёт почти миллиону человек деньги, недополученные каждым из них за полгода, экономист сомневается.
«Многие уже понимают, что повышение пенсионного возраста себя не оправдало, – сказал академик. – Экономической выгоды от этого нет, скорее даже есть ущерб. Отсрочка получения пенсии вносит свой вклад в падение реальных доходов населения, приводит к сокращению потребления товаров и тормозит развитие производства. Одновременно с этим существует недовольство у тех, кто готовился уйти на заслуженный отдых и не вышел из-за реформы. Но из разговоров с политиками становится ясно, что власть не готова пойти на отмену пенсионной реформы».
Однако возможен компромисс, связанный с темпами роста пенсионного возраста. По мнению экономиста, эти темпы можно замедлить.
«Сейчас экономика падает, безработица растёт, число людей, которые уже не могут найти работу, но ещё не имеют права на пенсию, увеличивается, – рассуждает Руслан Гринберг. – По оптимистичным прогнозам, рост экономики и занятости может начаться через два года. Поэтому и возникло предложение на эти два года приостановить повышение возраста выхода на пенсию. Например, с 1 января 2021 года «заморозить» его на уровне 61,5 лет для мужчин и 56,5 лет для женщин. А спустя два года подумать о том, пора ли его «размораживать». Я думаю, что это было бы разумным промежуточным решением».
Нет работы – пора на пенсию
Справедливости ради нужно сказать, что не все стремятся как можно быстрее получить пенсию. Например, те, у кого имеется хорошая работа и накапливаются призовые баллы за более поздний выход на заслуженный отдых, которые в дальнейшем будут монетизированы в размер пенсии. Но совсем другое дело, если у человека нет работы, а права выйти на пенсию ещё не получил. Таких людей, к сожалению, неизбежно будет становиться больше. Компьютеризация и роботизация уже сейчас сокращает рабочие места, а по прогнозам учёных, уже в ближайшее время новые технологии начнут «съедать» до 5% рабочих мест ежегодно. И куда деваться людям старшего возраста, если не на пенсию? Именно на защиту этой категории россиян должны быть направлены изменения в пенсионное законодательство. Таким мнением с «ЛГ» поделился первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский.
«Возраст выхода на пенсию в России нужно не замораживать, а снижать. Но только для тех, кто по объективным причинам не может найти работу, – сказал сенатор. – Вопрос о повышении пенсионного возраста для большинства граждан решён, этому предшествовала долгая дискуссия в обществе и экспертной среде, итогом обсуждения стали серьёзные законодательные изменения с перспективами до 2028 года. Я не вижу оснований для возвращения к начальной точке дискуссии. Но требуется принимать дополнительные решения для поддержки безработных граждан предпенсионного возраста. Сегодня эти люди могут выйти на пенсию на два года раньше установленного срока, если они прошли процедуру регистрации в службе занятости с получением регулярных уведомлений о том, что работы для них нет, а переобучение по новой специальности в их случае невозможно. Я думаю, что нужно говорить о большем временном интервале, о возможности выйти на пенсию не за два года, а в ряде случаев ещё раньше. Необходимо искать компромиссы по этому поводу со службами труда и занятости. Если они могут трудоустроить человека – пусть это делают, если нет – пускай ходатайствуют о его переводе на пенсию».
Глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников на днях заявил, что для реализации новых норм Конституции, принятых референдумом, потребуется разработать и принять около сотни законов, претерпит серьёзные изменения социальный блок законодательства, включая положения о пенсионных гарантиях. Таким образом, изменения в пенсионном законодательстве нас ждут в любом случае. Вопрос в том, какой из подходов будет в итоге выбран.
Михаил Зубов