День Великой Победы – главный национальный праздник России, затмевающий любые другие. День радостный и грустный одновременно. Символ бесконечного героизма, огромных жертв и памяти своих предков. Все цветы в мае принадлежат ветеранам-фронтовикам.
По-настоящему передать ощущение этого дня можно, наверное, только пронзительными стихами тех, кто видел войну. В них – и ликование, и глубокие эмоции, в них вплетены фронтовые воспоминания, нередко – горькие. И никогда не забываемые. Александр Твардовский писал:
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня.
Салют победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня.
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям, павшим и живым, –
Салют!
Вспоминаются в этот день и строки Ильи Эренбурга:
Она была в линялой гимнастёрке,
И ноги были до крови натёрты.
Она пришла и постучалась в дом.
Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
«Твой сын служил со мной в полку одном,
И я пришла. Меня зовут Победа».
Был чёрный хлеб белее белых дней,
И слёзы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке,
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины как мёртвые молчали.
У современников – тех, кто ликовал 9 мая 1945 года, праздник Победы часто ассоциировался с поездами, ожиданием, со встречей героев, с паровозными гудками, которые в те дни звучали как триумфальные фанфары.
Подвиг железнодорожников стал важным слагаемым успеха в дни Великой Отечественной. Банальная истина, но забывать о ней нельзя. Многие из них, профессионалов-железнодорожников, уже в первые дни войны добровольцами ушли в Красную армию. Но отпустить всех путейцев в ряды воинов-освободителей страна не могла. Без железных магистралей армия и тыл просто оказались бы бессильными… Поэтому с первых дней сражений железнодорожники не работали, а служили – как бойцы и командиры на фронте. Выполняли приказы, каждый день рисковали жизнью. Изобретали новые технологии, новые методы вождения и комплектации составов, которые помогали действовать в чрезвычайных военных условиях. В войну приходилось быстро учиться, слишком велика была цена даже не ошибки, а минимальной шероховатости. Железнодорожники обеспечили эвакуацию предприятий на восток – эта уникальная транспортная операция, без преувеличения, спасла нашу военную промышленность. Нередко машинистам удавалось опередить врага на несколько минут – и эти эпизоды решали судьбу тысяч людей. Гитлеровцы прицельно бомбили важнейшие станции, мосты и эшелоны. Приходилось, не дожидаясь пожарных и ремонтников, тушить возгорания, ремонтировать локомотивы, расцеплять вагоны, охваченные пламенем. Железнодорожники спасали и людей, и технику, и бесценные боеприпасы, которые они доставляли на фронт. Недаром в те дни машинистам, кочегарам, стрелочникам, ремонтникам стальных магистралей присваивали боевые награды. Да и звание Героя Социалистического Труда, полученное в годы Великой Отечественной, – это самая настоящая фронтовая награда. Трудовая доблесть путейцев приближала Победу. И всегда была связана со смертельной опасностью.
Неимоверная тяжесть в те годы легла на женские плечи. Они приходили вместо мужчин, ушедших на фронт, – и служили героически до последних дней войны. Советские железнодорожники вместе с действующей армией дошли до Вены, Праги и Берлина. И там, на чужой земле, снова и снова подтверждали свой профессионализм, свою преданность стране, приноравливаясь к немецкой, австрийской и чехословацкой железнодорожной специфике. А над столицей Германии уже поднимались красные флаги.
Праздник Победы традиционно широко отмечали и в поездах, и на вокзалах. В последние годы получил развитие необычный проект – «Поезд Победы» – передвижной музей, созданный при поддержке ОАО «РЖД». Несколько вагонов словно вместили в себя четыре года войны, их самые трагические и напряжённые эпизоды. Многофигурные элементы выставки передают и страх бомбёжек, и суматоху эвакуации, и самоотверженность бойцов, и радость «со слезами на глазах».
В поезде постоянно появляются новые экспозиции, повествующие о разных ракурсах истории Второй мировой войны. Аудиогиды рассказывают посетителям о битвах, героях, о том, как железная дорога помогала фронту. Мы постигаем историю Великой Отечественной через судьбу машиниста поезда Лидии. Её прототипом стала старший машинист паровозной колонны Елена Чухнюк, прошедшая всю войну, включая Сталинградскую битву.
Хочется пожелать «Поезду Победы» побывать на вокзалах как можно большего числа городов. Его ждут повсюду – с искренней любовью, непоказным чувством причастности к героическим страницам нашей истории. «Поезд Победы» стал одним из самых зримых и незабываемых символов любимого праздника. Где бы ни оказался этот необыкновенный состав, его встречают так, будто он прибыл из далёкого военного прошлого. Словно в этих вагонах едут наши отцы, деды и прадеды, завоевавшие Победу.
Есть в «Поезде Победы» экспозиция «Дорога домой» – самая радостная, праздничная. Бойцы всем смертям назло возвращаются на Родину. Они – победители, и не существует слова более точного и почётного, чтобы определить подвиг фронтовиков Великой Отечественной. Как славно, что «Поезд Победы» напоминает нам об этих людях. А на борту одного из вагонов – надпись, как в 1945 году: «Родина, встречай героев!»
На всех вокзалах, на всех железнодорожных станциях и скромных полустанках России сегодня развеваются алые знамёна. Праздник на весь мир. С Победой!