Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 октября 2024 г.
  4. № 42 (6956) (23.10.2024)
Литература Библиосфера

Родниковая чистота

24 октября 2024

Людмила Саницкая. Камин к полуночи: лирические стихи. – М. : У Никитских ворот, 2024. – 160 с.

У стихотворений Людмилы Саницкой – родниковая чистота. Это определяется и качеством таланта, и невероятно чистым характером, который виден в каждой буквально строчке. Сама Саницкая в авторском предисловии признаётся, что собирает в этой книге у виртуального камина тех, с кем сводила жизнь. Согласитесь, цель удивительно благородная. И с первых строк книги эти благородство и чистота завладевают читательскими сердцами.

Автор сразу же берёт высокую ноту. В её воспоминании о подруге детства, безвременно ушедшей, столько нежности, и написано оно так пронзительно, что вряд ли кого-то оставит равнодушным:

Где ты теперь? В каких мирах и далях,

Уже недосягаемых с земли?

Ровесницы твои седыми стали.

Их дети выросли. Их внуки подросли.


Не все тексты сборника посвящены конкретным людям. Есть просто размышления о жизни, о взрослении, и во всех них есть особый неспешный оттенок мудрости, опыта, но опыта не тёмного и разрушительного, а светлого и созидательного. Это чуть отстраняет автора от текста, но это отстранение даёт новый объём, позволяет посмотреть на многое сквозь призму лет и опыта, погрузить всё в прекрасную дымку ностальгии.

В сороковых – тех самых, роковых! –

Неразличимое, как дискант

                            в детском хоре,

Частицей малой во вселенском горе

Осталось детство, как солдат,

                                         в живых.


Перекличка с Давидом Самойловым выглядит тут абсолютно уместной.

Вообще литературоцентричность, центонность свойственна поэзии Саницкой. Она очень умело вплетает в ткань своих стихов отсылки к известным поэтическим текстам.

Насуплен день, и хрипло дышит ночь,

Погас фонарь за выбеленной рамой.

Похоже, я была плохая дочь

В то время, когда раму мыла мама.


Саницкая достигла возраста такой зрелости, в том числе и поэтической, что признание ошибок выглядит не экзальтированно, не истерично, а как урок, как напутствие другим поколениям. Красота слога, поэтическая культура автора служит залогом того, что потомки эти уроки усвоят.

Конечно, Саницкая работает в традиционной манере. Силлаботоника – её конек. Но при возможности старается поэкспериментировать, придать стиху больше воздуха, больше ритмических нюансов, приблизиться к песенности с её интонационной неравномерностью, отойти от жёсткого канона симметрии.

От тёплого дождя

Взахлёб смеются лужи,

И окна светятся,

И город стал добрей.

А в городе таком

Кому-то кто-то нужен,

Немедля и всегда –

Кому-то кто-то нужен

Затем, чтобы вдвоём

Бежать по мокрым лужам,

От тёплого дождя

Друг к другу став добрей.


Среди многих достоинств Людмилы Саницкой следует отметить её невероятную поэтическую зоркость. Она наблюдает за миром вокруг и замечает не только зримые детали, но и сам ход природы. Автор одушевляет её, каждое время года для неё – это череда поэтических признаков, которые она с радостью переносит в стихотворения.

Тот, кто неведом, всемогущ и благ,

Заметил зябкость позднего апреля,

И сиротливость слякоти и прели,

И то, что тополь слишком долго наг.


Саницкая – певец гармонии. Её существование вместе с миром, встроенность её поэтических инвектив в окружающую жизнь рождает идеальное сцепление между внутренним и внешним.

Город летнюю жизнь

            после долгой зимы начинает,

просыхая от луж,

                 зеленея побегами лип.

Свою летнюю жизнь

                 вместе с городом я сочиняю

из разрушенных сказок,

                   смешения красок и лиц.


Мне очень импонирует, как Саницкая меняет градус напряжения. Да, она гармонична, её помыслы чисты, но в этих рамках никто не мешает ей выходить на трагические ноты, что добавляет этой книге подлинности и правдивости.

Кричит электричка в ночной неуют,

Уносит с собою пейзаж заоконный.

И вот – по своим зазеркальным законам

Алхимия-память берётся за труд.

Из слёз и ошибок, из малых побед,

Из кротких ромашек и сумрачных елей

Она сочиняет волшебное зелье

В фарфоровом тигле отсчитанных лет.


А случается, что философичность выходит на первый план не только как часть лирического высказывания, а как основа текста, как квинтэссенция отношения к жизни. Такая широта эстетического спектра идёт книге только на пользу, позволяет читателю найти то, что больше всего ему по душе.

Что не названо словом –

Оставляет возможность свершенья.

Акварельно и зыбко

Занимается свет.

Ещё нет лжи и правды,

Отчаяний и воскрешений,

Ещё слышно «быть может»,

А не жёсткое «нет».


Синицкая не замыкается только в «традиционной» лирике. Она осваивает жанр баллад, считающийся на нынешнем этапе развития словесности довольно старомодным. Ей удаётся залить старое вино в новые мехи. Найти балладную повествовательность в сюжете скорее психологическом, нежели динамическом. Особенно это заметно в тексте «Баллада о розе».

Сосуд, причудливый, как бред,

Как сон хмельного стеклодува,

Ещё хранил янтарный свет

Далёких гор, лозы и дуба.

Обвитый лентой золотой,

Тиснёной пробкой опечатан,

Опустошён он был когда-то

И всё же полон пустотой.


Здесь всё дышит подлинной поэтической тайной. Не знаешь, куда приведёт эта магическая нить, но следовать за ней чрезвычайно интересно.

Книга насыщена текстами. Каждый заслуживает и отдельного анализа, и отдельного доброго слова. Но не будем опережать события. Читателю предстоит прочитать эту книгу, и, уверен, он получит эстетическое наслаждение.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS