Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 августа 2020 г.
Культура Телеведение Рецензия

Родственные души

Цикл «Монолог свободного художника. Борис Мессерер» на «Культуре»

05 августа 2020

Свободными художниками называют деятелей искусства, не примыкающих ни к каким организациям или течениям. Есть, конечно, второй смысл: это вольный, ни от кого не зависящий творец. Многосерийный фильм-монолог, снятый режиссёром Татьяной Маловой, – именно о таких людях.

В этом фильме 2013 года известный художник Борис Мессерер рассказывает о своих замечательных родных и близких друзьях. Каждый выпуск начинается кадрами Беллы Ахмадулиной, читающей стихи, – понятно, что значила она в жизни Бориса. Первый фильм посвящён именно ей, возлюбленной художника, необыкновенно одарённой, возвышенной, заоблачной... В начале 70-х они были уже сложившимися людьми, жили неподалёку, познакомились случайно, после того как подрались собаки, которых они выгуливали, о чём впоследствии Белла написала стихотворение. Мессерер не слышал её стихов до знакомства, а через несколько лет знал их все наизусть и даже подсказывал Белле, если во время выступления она что-то забывала.

В фильме говорится о планах художника установить памятник Белле в Тарусе, где уже были статуи Марины Цветаевой, Константина Паустовского, живших в Тарусе. Сейчас на высоком берегу, откуда открывается изумительный вид на Оку, стоит и памятник Белле работы Мессерера. Тарусу он называет своей родиной, она стала одним из главных героев цикла. Здесь Бориса и его бабушку застала война, отсюда они с трудом добирались до Москвы, а потом – в голодную Казань (в это же время там были и Белла, и их в будущем товарищ Василий Аксёнов), а потом – Куйбышев, где тогда находился Большой театр. Отец Бориса, выдающийся танцовщик и балетмейстер Асаф Мессерер, был худруком балета Большого. А мать Бориса Анель Судакевич в 20-е была звездой немого кино и первой красавицей страны, за ней ухаживали многие, в том числе и Маяковский, о чём с юмором в фильме вспоминает Мессерер.

Отдельный выпуск посвящён Высоцкому, который называл Беллу самым любимым поэтом, они дружили с Владимиром и Мариной, часто бывали у них в гостях, а самыми близкими к Высоцкому были писатель-киносценарист Артур Макаров, бывший моряк, зэк и золотодобытчик Вадим Туманов и актёр Сева Абдулов, ближайший друг Володи с театрального училища.

Однажды Марина Влади пригласила Бориса и Беллу в Париж пожить в её квартире пару месяцев, и, видимо, благодаря тому, что Марина была членом французской компартии и её очень уважало советское руководство, эту поездку удалось осуществить. Конечно, в Париже они много читали из того, что тогда нельзя было достать в СССР, и там от знакомого из французского издательства они на одну ночь получили гранки книги «Москва – Петушки» совсем неизвестного тогда Венедикта Ерофеева. Книга произвела на них такое впечатление, что, приехав в Москву, они тотчас стали разыскивать автора. И подружились с этим высоким, красивым и абсолютно свободным человеком. Он своеобразно квалифицировал своё отношение к современным советским писателям: кому и сколько налью. Он был очень строг: большинству «не налью». Пришедшему в гости Андрею Битову – «полстакана», и только «Ахатовне – полный». Мессерер рассказал характерный эпизод: ночь, засиделись с Венечкой в мастерской художника, и им не хватило, решили ехать в ресторан Дома кино, вышли на Новый Арбат – ни одной машины, только «Чайка» кого-то ждала. Шофёр отказывался даже смотреть на «свободных художников», даже за большие деньги, даже за очень большие, ну а за вдвое «очень большие» согласился подвезти. Мессереру было важно, чтобы бессребреник Ерофеев подъехал к дому кино на правительственной «Чайке» – жаль, никто этого не видел…

Остаётся сожалеть, что цикл такой короткий, хочется продолжения, чтобы ещё и ещё раз погрузиться в эпоху, когда свободных художников было не так много, но они были.

Борис Никитский

 

Тэги: Сериал Борис Никитский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Американская трагедия

    14.05.2025
  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Советское несчастье

    93 голосов
  • Радиоактивная ложь

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS